Он также сократил ставку по депозитам ниже нуля – до -0,1%. Отрицательная ставка означает, что коммерческие банки будут должны заплатить, чтобы хранить свои деньги в центральном банке, а не получат за это проценты. Эта мера призвана побудить коммерческие банки активнее выдавать займы, вкладывать деньги в экономику, а не «держать в кубышке».
ЕЦБ первым из «большой четверки» центральных банков (ЕЦБ, ФРС США, Банк Японии и Банк Англии) пошел на эти меры.
Хотя опасность дефляции в еврозоне невелика, ее вероятность все-таки существует, и ЕЦБ обеспокоен очень вялым ростом экономики и слабыми показателями банковского кредитования. Оба этих фактора способны пустить под откос хрупкое восстановление экономики, пишет ВВС.
Экономика еврозоны в этом году показала рост всего на 0,2%. Потребление, инвестиции и экспорт увеличиваются всё более медленными темпами, чем в тот же период прошлого года.
Инфляция в еврозоне в мае составила 0,5%, тогда как в апреле была 0,7%. ЕЦБ считает допустимым уровень в 2%.
Если еврозона сползет в дефляцию (к чему есть-таки предпосылки) , потребители начнут тратить еще меньше в ожидании дальнейшего снижения цен. По этой же причине инвесторы прекратят вкладываться в развитие.
Затем экономический рост остановится, а на ликвидацию больших долгов, накопленных странами, компаниями и банками еврозоны, уйдет гораздо больше времени.
Кроме того, безработица, которая в еврозоне достигла уже почти 12% и значительно выше в таких местах, как Испания, Португалия и Греция, увеличится еще заметнее.
Именно такие нерадостные преспективы побудили главу ЕЦБ Марио Драги и еще 23 членов банковского совета пойти на беспрецедентные шаги по снижению ставок кредитования.