Открытый разговор

За парту с шести лет: за и против

Открытый разговор

Политический дневник недели

Новые российские санкции: слова или уже дела?

Эффект от российских санкций Латвия скоро ощутит — экс-министр экономики

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Ощутить экономические последствия от политического противостояния с Россией нашей стране еще только предстоит. Произойдет это через пару лет, когда в Латвии закончатся деньги из европейских фондов, заявил в дискуссионной программе Латвийского радио 4 «Открытый вопрос» экс-министр экономики, директор аналитического центра Certus Вячеслав Домбровский.

КОНТЕКСТ

22 марта Сейм Латвии в окончательном чтении принял поправки, предусматривающие постепенный переход школ национальных меньшинств на обучение на государственном языке, чтобы в к 2021 году латвийские школьники всех классов учились только на латышском языке. Исключения для школ нацменьшинств — родной язык и литература.

На следующий день, 23 марта, депутаты Комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками выступают с заявлением о недопустимости ликвидации школьного образования на языках нацменьшиств.

27 марта комитет это заявление одобряет вместе с проектом соответствующего постановления и направляет его в Совет Государственной думы. 

3 апреля проект постановления принимается на заседании Государственной думы РФ. Таким образом, постановление вступает в силу.

В постановлении реформа школьного образования в Латвии называется «дискриминационной», депутаты Госдумы предлагают объединить усилия парламентов демократических государств для защиты нацменьшинств Латвии от принудительной ассимиляции. 

«Действия латвийский властей, нарущающие права и свободы наших соотечественников в Латвии, должны повлечь за собой применение специальных экономических мер в отношении Латвийской Республики, предусмотренных федеральным законом 2006 года о специальных экономических мерах».

Темой программы стали призывы российских депутатов ввести против Латвии новые экономические санкции в ответ на полный перевод среднего школьного образования на государственный язык обучения. По словам Домбровского, политические отношения между Латвией и Россией сейчас вряд ли можно ухудшить еще сильнее. Зато риск окончательного разрыва экономических связей — остается. Но политиков это, по его мнению, мало заботит.

«Я недавно послушал интервью с Ириной Хакамадой (российский оппозиционный политик, — прим. ред.), и меня удивило, насколько мы, Латвия и Россия, на самом деле, похожи в своем отношении. Ирина Хакамада говорила о том, что нельзя строить свою политику на уязвленном самолюбии, как это, возможно, происходит в России. Точно так же

Латвия строит свою политику на травмах прошлых лет.

[...] Будет ли у всего этого экономический эффект? Конечно, будет. Был, есть и будет. Потребуется примерно год-два для того, чтобы схлынули эффекты притока европейских денег, и все эти тенденции станет уже невозможно игнорировать. Когда экономический рост опять скатится к одному-двум процентам, придет непонимаение: что нам теперь с этим со всем делать?

Но у политиков экономические соображения на десятом или двадцатом месте»,

— считает бывший глава Минэкономики.

Домбровский добавил, что тема экономических последствий для Латвии от российский санкций слабо отражена в латышскоязычных СМИ.

«О чем мы сейчас говорим и для кого? Мы говорим для русской аудитории о вещах, которые для русскоязычной аудитории Латвии спорными вообще не являются. Я думаю, что не будет никто звонить и говорить: «Да нет, ну что вы говорите, не будет никаких эффектов! Мы переориентируемся и т.д. и т.п.» Но заметьте, ваши [латышские] коллеги по радио об этих темах не говорят. Они не говорят о тех вопросах, которые неудобны для латышской части общества, и, если уж будем честны, вы не говорите о тех вопросах, которые неудобны для русскоязычной части общества, но которые важны для латышскоязычных. Поэтому так мы и живем. Так же, как здесь, в Латвии, [есть] два информационных пузыря, так и в мире страны больше не хотят друг друга слушать», — говорит экс-министр. 

В эфире программы Домбровский также подверг критике внешнюю политику Латвии. По его мнению, наша страна лишь провоцирует противостояние двух крупных сил — России и условного Запада.

«Если у нас есть большие соседи и они не понимают друг друга, между ними сильный конфликт, то можно стоять в стороне, можно попытаться помочь этим двум сторонам понять друг друга, а можно подливать масла в огонь.

К сожалению, то, чем занимается Латвия — это подливание масла в огонь.

[...] Сегодня вполне вероятно может начаться Третья мировая война. То, что происходит в Сирии, эксперты открыто сравнивают с новым Карибским кризисом. Мы тут говорим о каких-то школах. Это самая маленькая проблема. Такие страны, как Латвия, могут в этом случае или помочь снизить градус напряжения, или наоборот его повышают. Но если у нас все наши так называемые «исследования восточной политики» сводятся к тому, что на Востоке живут враги, негодяи и демоны, то чего тут исследовать? Все ясно! Это не помогает снизить этот градус» — сетует экономист.

Участие в программе также принял бывший министр сообщения, депутат Сейма, член парламентской группы по струдничеству с Госдумой России Анри Матисс. Он предположил, что угрозы России ввести новые санкции против Латвии так и останутся угрозами. Однако этого достаточно для того, чтобы предприниматели видели все больше рисков в Латвии.

«Последние годы были не лучшими в сотрудничестве России и Латвии.

Транзит падает довольно стремительно. В этом году железнодорожные грузы упали за первый месяц почти на 15%.

Что плохо, потому что зима была очень холодная, требования к энергоресурсам были высокие. Российские северные порты замерзли, но все равно грузы через Латвию не шли. Это плохо в контексте всего года, потому что возможности работы в летний сезон у российских предпринимателей через российские порты очень большие. [...]

В железнодорожной транзитной отрасли в Латвии работает где-то 18 тыс. людей, вообще в транзите и транспорте работает более 50 тыс. человек. Это составляет около 10% ВВП. Это большие объемы, мы не можем так шутить.

Кроме того, надо смотреть географически. У нас нет таких больших соседей, как Китай. [...] 80% транзита идет из России. Если мы считаем, что это не нужно развивать, надо решать, что делать с этими людьми, с предприятиями, что делать с самой железной дорогой. Что делать с проектом электрификации — к чему тратить 500 млн евро, если все это надо закрывать», — недоумевает Матисс.

Свое мнение по поводу возможного обострения латвийско-российских отношений высказал и третий гость программы, директор международного общества «Балтийский форум» Александр Васильев. По его мнению, у России остался еще как минимум один ранее неиспользованный способ экономического воздействия на Латвию — введение персональных санкций против конкретных предпринимателей.

«Объяснить они это смогут очень просто: латвийские предприниматели поддерживают латвийских правящих политиков, настроенных враждебно по отношению к России, но продолжают зарабатывать на России. Это может быть новым ходом российских политиков и высших должностных лиц по отношению к нашей стране», — предполагает Васильев.

Он также выразил опасения, что на новом витке ухудшения отношений с Россией Латвия может потерять транзитную отрасль.

«Серьезное экономическое давление было бы возможно, но надо отдать должное —

благодаря нашему внешнеполитическому курсу мы обрубили достаточно много концов в каких-то своих экономических действиях. Но могут быть решения, которые окончательно добьют наш транзитный бизнес.

Здесь есть реальная опасность, что при существенном падении грузооборота (а он снижается очень значительно последние два года) мы пройдем точку невозврата (ниже 40 миллионов тонн), за которой даже содержание железной дороги будет уже неэффектиным и потребуются дополнительные вливания из государственного бюджета», — прогнозирует специалист.

Васильев также указывает, что противостояние с Россией — выгодная карта для отдельных политических сил, привлекающая нужный им электорат. Однако инвесторов подобная обстановка в стране только отпугивает.

«Беда Латвии в том, что наши политики рассматривают обострение отношений с Россией как способ получить дополнительные очки в предвыборной борьбе. Это предвыборный год и латвийские политики будут продолжать ситуацию. До какой степени это возможно? К сожалению, может дойти до того, что нам придется задуматься — а насколько безопасно мы живем? [...]

Если мы продолжим строить здесь прифронтовую зону, ни один инвестор сюда не придет»,

— считает Васильев.

Свой комментарий по поводу возможного введения новых санкций со стороны России радиостанции дал и директор Центра исследования восточно-европейской политики Андис Кудорс. Его мнение, а также подробную дискуссию о латвийско-российских отношениях слушайте в подкасте выпуска программы.
 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное