«Я программист, я из Киева. У меня есть свой продукт. Я разрабатываю его уже долгое время. В 2013 году я создал компанию, открыл для нее счет. И стал на этот счет получать доходы от моего продукта», — рассказал Арсен Ляпин, глава компании Glomar limited (Украина).
Ляпин говорит, что представляет компанию Glomar limited. Поскольку бизнес легальный, предприниматель не скрывает своего лица. У Ляпина открыт счет в латвийском Rietumu banka — и доступа к деньгам у бизнесмена нет уже три месяца.
«19 марта банк внезапно для меня сказал, что прекращает обслуживание моей компании.
Просит предоставить еще раз максимальный пакет информации в отношении меня и моей компании, а также сообщает, что до окончания проверки я не смогу пользоваться средствами своей компании», — добавил он.
Арсен Ляпин, как и другие предприниматели, не может получить ответ на вопрос: сколько же продлится проверка?
«Хотя я не могу производить ни одного платежа, при этом банк списывает в свою пользу с моего счета 1000 евро в месяц за обслуживание компании»,
— добавил Ляпин.
С подобными историями к журналистам обратились сразу несколько предпринимателей. Правда, на камеру говорить боятся — согласно договору с банком, они не могут выступать против финансового учреждения публично. Ранее Rietumu banka заблокировал счета 4000 компаний, заподозрив, что это фирмы-«пустышки», которые занимаются отмыванием денег.
Из Rietumu banka вместо ответа журналистам прислали ссылки на пресс-релизы, где министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола вместе с представителем Минфина США Маршалом Биллингсли положительно оценивают усилия банка в борьбе с отмыванием денег
В Латвийской ассоциации банков есть должность омбудсмена — человека, который защищает права клиентов. Но Rietumu banka из ассоциации вышел, поэтому и жалобы на банк — а они действительно поступают — не комментируют. При этом ассоциация дает рекомендации, к каким юристам в Латвии клиенты банка могут обратиться.
В Комиссии рынка финансов и капитала ответили, что все недовольные клиенты могут обращаться ним. Ведомство может оказать содействие легально работающим компаниям.
«Могут быть такие проблемы, и есть такие проблемы. Мы до середины мая получили уже 185 жалоб, но многие из них уже решились»,
— отметила Иева Уплея, представитель Комиссии по рынкам финансов и капитала.
Тем временем Арсен Ляпин нашел в Латвии юриста — предприниматель намерен отстаивать свои интересы в суде. Он также собирается написать жалобу в Комиссию рынка финансов и капитала.
«Мои деньги заработаны честно, с большими усилиями. Я готов за них бороться»,
— подчеркнул бизнесмен.
Латвийский парламент 26 апреля одобрил продвигаемые в срочном порядке поправки, запрещающие зарегистрированным в стране банкам сотрудничать с компаниями-«пустышками» и обслуживать их счета.
Как уже писал Rus.lsm.lv, юридическое лицо считается компанией-пустышкой, если оно имеет хотя бы один из трех характеризующих ее признаков. Во-первых, если нет связи юридического лица с фактической хозяйственной деятельностью. Во-вторых, если в стране, в которой юридическое лицо зарегистрировано, нормативные акты не предусматривают обязанность готовить и подавать в надзорные органы финансовые отчеты, в том числе годовые, о своей деятельности. В-третьих, если в стране, где зарегистрировано юридическое лицо, у него нет места для осуществления хозяйственной деятельности, указывает LETA
Тема борьбы с «компаниями-пустышками» стала в Латвии особенно актуальной на волне кризиса в финансово-банковской сфере, начавшегося с внезапного предъявления претензий банку ABLV американской службой по борьбе с отмывкой капиталов FinCEN (что вылилось в закрытие банка) и продолжившегося заявлениями о том, будто латвийские банки слишком тесно сотрудничают с нерезидентами. Как уже писал Rus.lsm.lv, банк ABLV активно управлял финансовыми потоками нерезидентов, но в Латвии продолжают работать еще 12 банков, обслуживающих большое количество так называемых рискованных клиентов. В марте министр финансов Дана Рейзниеце-Озола (СЗК) дала понять, что еще 10 банков в стране находятся в зоне риска из-за того, что активно ведут работу с нерезидентами. Следующим, кому пришлось начать сворачивать этот бизнес, стал банк Rietumu.