Деликатес под угрозой: из латвийских рек пропадает минога

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

В свое время минога в Латвии так расплодилась, что крестьяне ее использовали в качестве удобрения. Но теперь численность ее популяции резко сократилась, и может даже случиться так, что привычное жителям страны блюдо — жареная минога в желе — лет через 30 станет недоступным, сообщает Latvijas radio. Потому что, по словам ихтиолога Каспара Аберсона, миногу придется внести в список охраняемых видов.

Царникавских рыбаков сокращение численности миног в Гауе не слишком беспокоит, рассказал представитель SIA Krupis Эдуард Скавенец. Потому что чем миноги меньше, чем выше растет ее цена.  

«В Гауе мы когда-то вылавливали по пять тонн миноги. В Церникаве была фабрика, и всё уходило в Россию. Случись такой же наплыв миноги теперь — мы бы не знали, куда ее девать. Цена стала бы очень низкой, и латвийцы бы всё не съели», — поясняет он.

В Царникаве больше не используют для ловли миноги перегораживаюище реку мостки — сейчас ставят большие «морды». Всего сейчас насчитывается сотня таких «морд». Но если в каждую прежде попадалось под центнер миноги — а теперь со всех ста сотню килограммов не наберешь, признал Сканевец.  

КОНТЕКСТ

 

Мино́ги, или миногообразные (лат. Petromyzontiformes) — это бесчелюстные организмы класса круглоротых (Cyclostomata), их насчитывается около 40 видов. Миноги живут в прохладных водах — и в Северном, и в Южном полушариях. Размножаются только в пресной воде, хотя существуют и проходные морские виды. Длина миног составляет от 10 до 100 см. Нередко это — наружные паразиты крупных рыб (в том числе лососей).

В реке Салаца популяция миноги сократилась не столь резко, рассказал рыбак из Салацгривы Александр Розенштейн. И это — природный процесс, люди тут ни при чем: 

«В прошлом году воды в реке было мало, в этом — опять достаточно. В Салаце воды много, она грязная и очищается от водорослей. Бывают моменты, когда хотелось бы видеть улов миноги побольше, а бывают — что черпай ведрами, да еще звонить кому-то приходится, чтоб взяли», — поделился он.

Внешний рынок для сбыта миноги не так чтобы велик: в Европе ее практически не едят – охотно едят в России, но на ввоз латвийской продукции туда действует эмбарго. В Нице вот недавно появилось производство, которое работает на китайский рынок, рассказал Эдуард Скавенец: «Скупают миногу со всей Латви и Литвы, экспортируют китайцам». В то же время, по наблюдению Александра Розенштейна, эстонцы и литовцы свою миногу продают на Рижском Центральном рынке.

Ихтиолог Каспар Аберсон из научно-исследовательского института BIOR отмечает, что численность миног сокращается во всех реках. И главная причина — зарастание рек. Подсчет лосося учеными во время нереста показал, что в Салаце привычные нерестилища «скоро зарастут как зеленый ковер», говорит он. В Гауе ситуция еще не столь катастрофическая. Единственной действенной мерой является планомерная ежегодная очистка русла реки, считает Аберсон.  

По предварительным данным, в 2015 году в Латвии было вылочлено 60 тонн миноги – это очень мало по меркам страны. Поэтому вопрос, состоится ли в Царникаве через 30 лет традиционный праздник – Дни миноги, остается открытым.  

«Минога-то будет, но будет ли позволено ее есть? Возможно, ее придется включить в список охраняемых видов», — допускает ученый.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное