«Даже если мы не прибавляем е-вещества к продуктам, мы не можем сказать, что в мясном продукте этих е-веществ совсем не будет», — пояснила глава Отдела маркетинга фирмы Forevers Илона Букше. Результаты анализов показывают, что е-вещества можно найти, даже если в процессе производства их не добавляли. Букше пояснила: они могут находиться в сырье, а также естественным путем появляться при изготовлении продукта.
Ее коллега, технолог Каспар Мачульскис, указал, что е-вещества могут находиться в любом продукте — смеси пряностей, даже воде.
«Это вещество не прибавляют, но находят»,
— пояснил он.
Однако анализ не позволят выяснить, добавлено ли вещество в продукт, находилось ли оно в сырье — или появилось в процессе производства.
Хейно Лапиньш, представитель HKScan Latvia, считает: в Латвии тема е-веществ используется как «красная тряпка для быка». Е-вещества — это просто пищевая добавка, «обозначение «Е» само по себе значит, что ее используют в Европе». В качестве примера Лапиньш упомянул лимонную кислоту, которая также является е-веществом, но содержится в основных продуктах.
Он упомянул, что компания Rīgas Miesnieks, которую он представляет, на упаковке пишет «Без е-добавок», а не «Без Е».
«Конечно, на наших полках с продуктами можно увидеть разные лозунги»,
— указала Букша. Она призвала компании договориться об одной надписи. Она также подчеркнула, что это не вина только производителей мясных продуктов — но ответственность всех пищевых предприятий.
Норма, которая регулирует использование пищевых добавок при производстве продуктов, по всей Европе одна и та же — но в каждой стране ее объясняют по-своему. Букша рассказала, что, например, в Германии поясняют так: на упаковке пишут то, что добавлено. И не пишут того, чего в составе нет.
«В странах Балтии появилась такая маркетинговая мода, акцентировать вещи, которые не добавили»,
— признала представитель Forevers.
«Это вопрос морали и этики производителя», — считает специалист по питанию Инга Пуце. Она рассказала, что в прошлом году компания GFK Latvija провела опрос о потреблении мясных продуктов. Оказалось, что покупатели уже привыкли — в товарах может не быть е-веществ. И спрос на такие продукты есть, хотя подобная практика вводит в заблуждение.