Еще в начале этого года обеспокоенные владельцы лесов вышли на пикет перед правительством. Государство планировало взять под защиту 20% всех латвийских лесов и запретить там вырубку в соответствии с требованием ЕС. Представители отрасли деревообработки, опасались, что в результате доступ деловой древесины на рынке сократится на 40%. Эта тема, среди прочих, будет обсуждаться на конференции лесного хозяйства в Риге.
«Безусловно актуальным остается вопрос о новых защищаемых территориях. В каком статусе окажутся биотопы, потенциально биологически ценные территории? Как государство видит проблему, что произойдёт с ними дальше? Это ответы, которых ждут хозяева лесов. И, конечно, стоит вопрос о компенсациях владельцам лесов», — говорит Раймонд Берманис, директор Центра консультационных услуг по лесному хозяйству.
Одна из распространенных во многих странах Европы проблем — это снижение объемов хвойных лесов. После сплошной рубки, на пустом месте, быстро растут лиственные породы деревьев: береза, ольха, которые не имеют высокой ценности в деревообработке. Они отбрасывают тень и не дают прорастать хвойным деревьям.
«У нас снизился объем хвойных лесов. И особенно снизился объем соснового леса, — констатирует собеседник LSM+. — Если мы посмотрим с точки зрения деревообработки хвойный лес самый запрашиваемый. Хотя цена хорошего березового ассортимента может быть даже выше».
По словам специалиста, сейчас в Латвии из-за изменения климата участились периоды засухи, появился короед-типограф, который также затрудняет выращивание хвойных пород дерева. Есть лесные хозяйства, которые сконцентрировались исключительно на выращивании ели. С сосной же все сложнее.
«Хозяева лесов очень осторожны при выращивании сосны, потому что сосна — это дерево больше всего портят лесные животные. Поэтому сосну сравнительно трудно вырастить, а ведь это не вопрос трех-четырех лет, это вопрос 10-15 лет», — отмечает он.
Небольшое стадо оленей может погубить молодые саженцы сосны, в которые были инвестированы десятки тысяч евро, поэтому выращивать сейчас сосну для владельца леса — это большой риск. И, конечно, лесную отрасль беспокоит бюрократия в госструктурах.
«Одна из наших установок — это снижение бюрократической нагрузки во всех направлениях. Мы ждем, что это будет происходить и в отрасли управления лесами [в целом]», — заключил Р. Берманис.