В крестьянском хозяйстве Pīlādži Дурбской волости Южнокурземского края на площади больше двух тысяч гектаров выращивают пшеницу, рапс и ячмень. Весной пришлось пересевать примерно по 70 гектаров пшеницы и рапса, пострадавших от чрезмерной влаги и аппетита лесных обитателей. Уборка урожая в этом году началась раньше обычного и как рассказал представитель Pīlādži Айгар Путра, всё давно уже убрано и озимыми засеяно — благо, погода в этом году буквально баловала крестьян, таких благоприятных условий для сельских работ давно не было.
А что с ценами нового урожая?
«Это болезненный вопрос для любого крестьянина, потому что цены на зерно нового урожая заметно ниже, чем в прошлом году. Но в то же время и цена на азотистые удобрения меньше, чем в прошлом году.
Цены на зерно на биржах ниже не только прошлогодних, но и тех, что были в позапрошлом году. Так что заработок не настолько высок, как хотелось бы. Но надо посчитать и разницу в цене остального. Тех же удобрений: азотистые стоили тысячу евро за тонну, а в этом году до 400 за тонну. Когда война в Украине началась, цена резко подскочила, а сейчас рынок более-менее упорядочился, оказалось, что и без азотистых удобрений из РФ можно обойтись», — говорит фермер.
Руководитель крестьянского хозяйства Gudriķi Южнокурземского края Гунтис Силениекс тоже говорит, что погода очень радовала, так что урожай давно убран. Не то, что в прошлом году, когда чуть ли не половину урожая картофеля из-за жуткой сырости пришлось просто закопать. Урожай по объему хорош и лучше прошлогоднего, а вот качество подкачало: значительная часть зерна оказалась фуражной, а не пищевой. Цена на картошку пока низкая.
«Надо надеяться, что цена поменяется в нашу пользу. Наверняка должна вырасти. Сейчас оптовая цена — 25-30 центов за килограмм, если продаем тоннами. Но думаю, что это изменится. Пойдет вверх, конечно», — прогнозирует Н. Силениекс.
«И в Европе тоже проблемы, не только у нас. Проблемы с Евросоюзом и всем «зеленым курсом», который не дает работать! Вот это проблема. И это давно отразилось — и в прошлом году, и в этом. Это какой-то бред, то, что нам велено делать. Все вот это — технологии без вспашки, тебе надо сажать все эти зеленые удобрения, и прочее. И это всё дополнительные расходы. А если ты что-то из этого не делаешь, то Европа тебе ничего не субсидирует. Я давно говорил, что Европа растеребила весь рынок, потому что очень велико неравенство между странами. Мы, наше сельское хозяйство, до сих пор на последнем месте в Евросоюзе по уровню субсидий. В других странах субсидии по 500-600 евро за гектар, мы тут получаем ниже сотни за гектар. А цены-то всюду у нас в Европе одинаковые! О каком развитии мы можем говорить?» — возмущается собеседник Латвийского радио 4.
Крестьянам надо ловить момент, когда биржевые цены на их продукцию будут самыми высокими, чтоб продать с наибольшей выгодой. С другой стороны, жителей, как конечных потребителей, интересуют цены на продукты в магазинах и хочется, чтоб они были ниже. Как отразятся нынешние цены на зерно на стоимости хлеба?
Айгар Путра недоумевает, почему она уже не изменилась:
«Я удивляюсь, почему цена хлеба остается прежней! Ведь цены на зерно основательно упали. В прошлом году мы зерно продавали примерно по 360 евро за тонну, в этом — до 240 евро. Но в магазинах цены не «гуляют» так сильно, как у нас на бирже.
Если кто-то говорит, что зерно покупал по высокой цене — я сильно сомневаюсь, что в Латвии пекарь или производитель муки может себе позволить закупить зерно на год вперед. Это более или менее спекуляция на людях. И это скорее вина сетевых магазинов. Ведь в то же самое время — почему латвийские продукты в Литве дешевле, чем в латвийских магазинах?»
Айгар Путра добавил, что в Германии и Испании, где выращивают много зерна, цена хлеба в магазинах ниже, чем в Латвии, это и других продуктов касается.