Министр заверил, что правительство хочет ввести этот налог не для наказания банков, а чтобы стимулировать кредитование, чтобы деньги возвращались в экономику.
«В банковском секторе всё-таки наблюдается стагнация. Мы видим очень большую прибыль — 500 миллионов евро в год. Но в это же время мы не видим, как эта прибыль аккумулируется в кредитовании. Низкие темпы кредитования — одна из причин для отставания нашей экономики. Мы видим большие прибыли, но не видим кредитования. Мы находимся там же, где были 10 лет назад. А в кредитовании бизнеса мы даже упали», — пояснил политик.
По мнению Валайниса, банки должны активнее кредитовать бизнес, увеличив свой кредитный портфель хотя бы на 8-10% по сравнению с прошлым годом.
Политик обратил внимание на то, что у небольших банков кредитные портфели растут примерно на те самые 8-10% в год. А крупным системным банкам следует активизировать кредитование — сейчас же их кредитный портфель растет всего на 3% в год.
Если объем выданных кредитов будет расти, то и налог на сверхприбыль платить не придется, заявил министр.
Дискуссии о возможно введении налога на банковскую «сверхприбыль» начались в прошлом году. Поводом для них стало то, что кредитные учреждения стали получать больше прибыли, благодаря высоким процентным ставкам (во многом связанных с политикой ЕЦБ, который борется с инфляцией), при том что объем кредитования почти не растет. В начале же августа 2024-го Виктор Валайнис заявил, что это налог можно устанавливать индивидуально.
В Ассоциации финансовой отрасли же считают, что политики просто хотят под выдуманным предлогом про стимулирование кредитования взять с банков побольше, чтобы покрыть дополнительные государственные расходы в следующем году, на которые иначе денег не хватает.