Директива поможет и самим работодателям лучше понять, какого вида должности есть у них на предприятиях и каковы уровни зарплат, говорит заведующая управлением персонала SEB banka Анита Сеглиня. А у самих работников будет законное право потребовать у работодателя и получить информацию о диапазоне зарплат в отдельной должностной категории (при выполнении одинаковых служебных обязанностей). Сеглиня прогнозирует, что это сделает ситуацию прозрачнее и позволит сотрудникам проще обсуждать вопрос об объемах работы и повышении заработка.
На латвийском рынке труда ощущается влияние дискриминации по таким факторам, как возраст, этническая или религиозная принадлежность, но гендерная дискриминация сильнее всего. Член правления и ведущий консультант Figure Baltic Advisory Анта Праневича рассказала, что компания регулярно проводит исследования о зарплатах, и сейчас общий гендерный разрыв в заработках мужчин и женщин составляет 17% — в пользу мужчин. Однако когда речь о вознаграждении за идентичную по должности и объемам работу, разрыв меньше — 5,1%. И хотя невозможно оценить такой критерий, как соответствие квалификации человека должности, понятно, что нельзя утверждать, будто женщины в среднем на 5,1% менее квалифицированны, поясняет специалист.
По оценке Анты Праневичи, публичность должностных окладов на предприятиях побудит сотрудников, желающих зарабатывать больше, не подавать заявления об уходе сразу, а вначале обратиться к собственному работодателю и обсудить, нет ли возможностей для изменения карьеры в той же компании. Но красная черта здесь, по ее мнению — разглашение зарплат конкретных работников. Этот рубеж переступать не следует.
Эксперт по управлению персоналом Арта Бирума подчеркнула, что за одинаковый труд платить следует тоже одинаково. В изменчивую часть зарплаты могут входить доплаты за производительность. И есть разница между общественным сектором экономики и частным:
«Частный сектор резче реагирует, и когда в экономике спад, зарплаты снижаются, и число людей в организации тоже. В публичном секторе стабильнее. В трудные времена надежнее и лучше быть на его стороне.
Риски — это представления людей о том, сколько на какой должности нужно получать. Есть люди, которые [критически] комментируют зарплаты председателей правлений, когда их публикуют — но у них нет даже понятия о том, что на такой должности нужно делать, какую ответственность брать на себя и каких результатов нужно достигать. (..) Если организация мудро разрабатывает систему, обучает руководителей, обучает сотрудников, так что эта система работает — то риски, что кто-то что-то недопонял или понял превратно, намного меньше».
Rus.LSM.lv уже писал, что до сих пор в предпринимательской деятельности существует неравенство полов, которое в основном связано с распространенными в обществе стереотипами. Это показал опрос, проведенный в январе с.г. банком SEB в Латвии, Литве и Эстонии — в каждой из стран было охвачено по 1000 респондентов.
Неравенство полов имеет еще одну грань: как показало исследование Латвийского университета, оно привело к тому, что латвийские женщины отличаются большой стойкостью, душевной силой и способностью самостоятельно справляться с трудностями — и эти качества основаны на недоверии к способности мужчин позаботиться о семьях. Исследование показало, что из поколения в поколение женщины в Латвии устойчивее перед разнообразными кризисами, чем мужчины.