Патерниеки в Краславском крае — это сейчас единственный действующий на границе Латвии и Беларуси контрольно-пропускной пункт. На одной стороне дороги стоит очередь из грузовых машин, на другой стороне — легковые машины из Германии, Литвы, Польши и других стран с транзитными номерами. С 2022 года экспорт таких машин запрещён в РФ, но не в Беларусь, которую используют, чтобы затем продать машину российскому покупателю.
Стоимость большей части стоящих в очереди легковых машин превышает 100 000 евро. Все водители утверждают, что везут для себя либо какой-то знакомой в Беларуси. На таможне этому не особо верят.
«В этом случае наша работа не верить, проверять и выполнять санкции не формально, а по существу. Грузы из Беларуси спокойно могут попасть в РФ, особенно знаю, что страны находятся в таможенном союзе, а это фактически свободное перемещение грузов. Если это происходит, то по сути санкции не соблюдаются, поэтому не можем просто довериться тому, что написано в документе», — объясняет заместитель главного инспектора контрольного пункта таможни Патерниеки Тайво Ханзенс.
Таможенники в Латвии оценивают не только текущие документы, но и историю предыдущих сделок. Ищут доказательства и нестыковки, которые могут подтвердить настоящую конечную цель транзитной машины.
«Констатируем и такие случаи, когда предыдущий заказ был оформлен на Беларусь, а затем обнаруживается в публичном доступом регистре в России. В таких случаях можно оценивать не просто возврат груза, а уголовную ответственность», — говорит Ханзенс.
Проверки требуют много времени. В итоге образуется очередь не только из грузовых машин, но и из эксклюзивных. На прошлой неделе политики в Брюсселе достигли устного соглашения касательно новых санкций против Беларуси, но дорогих машин в этом списке нет, рассказывает министр иностранных дел Байба Браже.
«Была дискуссия и по таким специфическим группам товаров. Мы считаем, что их необходимо запретить. Об этом было много дискуссий, и были страны с другим мнением, отличающимся от нашего. В любом случае даже если это не введено сейчас, мы поднимем этот вопрос позже. Когда есть статистика, данные это очень помогает аргументировать позицию», — говорит глава МИД Латвии.
По данным Службы государственных доходов, если четыре года назад в Беларусь экспортировали 60 машин, то в прошлом году — больше 3000.