Открытый разговор

Поддержка в условиях роста цен. От кого ждать помощи: от самоуправления или государства?

Открытый разговор

Обзор событий недели

"Зеленый курс" и печали предпринимателей

«Зеленый курс» Европы несет огромные перемены, риски и возможности — специалисты

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Стремление ЕС к климатической нейтральности приведет к колоссальным изменениям, которые почувствуют буквально все. В европейском «зеленом курсе» еще много неясного, в нем есть противоречия, но если к нему готовиться загодя и с умом, он принесет не только большие риски, но и большие возможности, считают участники передачи «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4.

«Эта тема, «зеленый курс», включает кучу документов ЕС. Некоторые уже разработаны, некоторые в процессе. А будет еще наша национальная политика. Мы сейчас создаем комитет, чтобы оценить вообще весь масштаб и понять, как подготовиться. [...]

Но надо сказать, что изменения в связи с «зеленым курсом» будут огромные, они повлияют не на отдельные отрасли, а на всё, и дома мы тоже это почувствуем»

, — уверен председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Янис Эндзиньш.

Даже министерства не могут объяснить

Ингрида Кригере, член правления Латвийской ассоциации производителей торфа подтвердила, что «зеленый курс» еще требует глубокого изучения, поскольку сейчас, кажется, в нем видны явные противоречия. Скажем, отрасль, которую представляет она, в соответствующих документах ЕС не входит в число устойчивых с точки зрения влияния на климат. Но в то же время, по замыслу Еврокомиссии, к 2030 году на территории ЕС надо высадить 3 млрд деревьев, а торфяной субстрат как раз и нужен для выращивания деревьев — по словам И. Кригере, некоторые саженцы только в нем и растут.

«Наша отрасль реорганизовалась уже в 2003 году, когда мы прекратили использовать торф в энергетике и перешли на сельскохозяйственный и садоводческий торф. Торф, как ресурс медленно, но обновляется, но в Европе его добыча под вопросом... Потому что до сих пор большая часть торфа, которая добывается в ЕС, использовалась для энергетики, но в Латвии ситуация совсем другая. И сейчас другие страны тоже переходят на использование торфа только в садоводстве», — рассказала гость «Открытого вопроса».

По ее словам, даже в министерствах, с которыми работает отрасль не могут объяснить, что с ней будет в связи с «озеленением» экономики ЕС. И, видимо, не только с ней. «Нам не хватает исследований и данных, чтобы мы увидеть и понять, как «зеленый курс» будет влиять и сколько каждое домохозяйство будет [за него] платить», — считает она.

Наша главная проблема — отсутствие амбиций и знаний

Каспарс Лиепиньш, руководитель по развитию бизнеса компании Ventspils nafta termināls (основная деятельность — перевалка нефтепродуктов в Вентспилсском порту), на этот процесс смотрит более оптимистично: да, «зеленый курс» — это вызов, но одновременно и возможности.

«Я думаю, что все согласятся что изменения климата уже очевидны. И если мы будем действовать медленно, они будут всё более и более явными и тем труднее нам, обществу и экономике, будет к ним адаптироваться. Мы видим, что это возможности — возможности развития производства энергоресурсов из местного сырья: солнца, ветра, биомассы, которой у нас много», — заявил он.

По словам К. Лиепиньша, ресурсы для реализации этих возможностей будут доступны в виде финансирования ЕС. Но дело не только в еврофондах.

«Если муниципалитет захочет приобрести дизельный автобус, он лет через пять уже не купит его за нормальные деньги,

так как стоимость кредита будет очень высока по сравнению с кредитом на «зелёный» транспорт», — считает К. Лиепиньш.

К тому же технологии, которые сегодня дороги и мало кому доступны, завтра скорее всего будут дешевле.

«К примеру, инвестиция в солнечную панель, которую можно на крышу своего многоэтажного или частного дома поставить, окупится уже через 6-8 лет. Это значит, что оставшиеся 20 лет мы будем просто иметь плюс в виде собственной более дешёвой электроэнергии.

Наша главная проблема сейчас в отсутствии амбиций и в том, что у нас нет знаний. Нет знаний о новых технологиях, нет знаний по их применению, о том, где можно профинансировать.

Да, они дорогие, но они развиваются. Производство того же водорода дешевеет с каждым годом. Стоимость солнечных панелей за короткое время упала на 80%. Еще пару лет назад нельзя было представить, что эти технологии и процессы настолько подешевеют. Надо просто приобретать больше знаний в этом плане, проводить исследования, искать, и тогда найдётся лучшее решение, которое в долгосрочной срочно выгодно всем, каждому жителю и предприятиям», — заключил гость «Открытого вопроса».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное