- Полное видео доступно здесь.
«Как раз 20 января я, кажется, был дома. Но вообще это была такая неделя… […] Была такая богемная среда, в которой мы это все переживали. И я всегда помнил, что там погибли два кинематографиста [Андрис Слапиньш и Гвидо Звайгзне]. Я уже тогда интересовался кино. И для меня это стало значимым событием. Я понял, что иногда тебя могут убить, если ты держишь в руках кинокамеру», — вспоминает Виестур Кайриш.
Когда речь зашла о погибших, режиссер заметил, что можно рассуждать о том, что при ином развитии событий жертв могло быть больше, но в свободном обществе каждая жизнь очень ценна. Так что несколько погибших возле МВД, на Бастионной горке — это большие жертвы.
И эти жертвы, по словам гостя «ТЧК», стали в некотором смысле священными.
«Они заплатили кровью за то, чтобы весь мир понял, каково отношение Советского Союза к Латвии и странам Балтии.
Так что это очень важные жертвы», — считает В. Кайришс.
По его мнению, январские события важны тем более, что общество отбросило страх и было готово сопротивляться.
«Я знаю, что
многие в Риге были готовы жертвовать своими жизнями»,
— продолжает он.
Режиссер подчеркивает, что среди погибших были русскоязычные милиционеры Владимир Гоманович и Сергей Кононенко. («Эдийс Риекстиньш, насколько знаю, был из русской школы», — добавляет он.)
«Люди из России – снайперы, подразделение «Альфа» убивали – в том числе русскоязычных. И это важно помнить, особенно сейчас, когда Россия «освобождает от нацизма» Украину, убивая русскоязычных в восточной части страны», — отмечает Виестур Кайришс.
Штурму МВД предшествовал огромный митинг 13 января, в котором участие приняли около полумиллиона человек.
«Я там был, и это было потрясающе.
Было четкое ощущение, что мы живем в истории, во время, когда она творится. Что вот прямо сейчас творится большая история. Второй раз я это почувствовал 24 февраля 2022-го, когда Россия напала на Украину»,
— говорит кинематографист.
А 20 января 1991 на вести о происходящем в Риге и в Вильнюсе отреагировали в Москве: на Манежную площадь тоже вышли сотни тысяч людей с требованием прекратить применение силы в странах Балтии.
«Для нас, для стран Балтии было очень важно, что за нас вступились граждане России. [...] Тогда казалось, что и в России возникнет демократическое государство, что имперские амбиции уйдут. Но все сложилось хуже. И я ведь хорошо помню, когда напоминающий рыбу Путин впервые появился на экране. И люди позволили ему себя обыграть… Как они могли позволить этой гнусной личности взять себя в заложники, стали слушать пропагандистов?! […] Но 32 года мы были так близки и тут в Латвии так радовались, что нас поддерживают там!» — делится гость «ТЧК».