«Дроны это уже неотъемлемая часть боевых действий достаточно долгое время. Главное преимущество очень простое - это беспилотный аппарат который вы можете потерять и не заботится о том, что вы теряете жизни пилотов», - пояснил военный эксперт Игорь Раев.
Точное число дронов, которое в любой момент времени находится в небе над Украиной, сказать невозможно, говорит военный эксперт Игорь Раев, но в таком количестве их не применяли ни в одном другом конфликте. И украинская армия знала, что без них не обойтись.
«Этому их научил конфликт 2014 года, потому что в 2014 году российская артиллерия, именно используя свои дроны, наносила очень ощутимый ущерб украинским войскам. Они выучили этот урок, и они пошли дальше», - сказал Игорь Раев.
Bayraktar TB2 – ударный оперативно-тактический дрон турецкого производства. По сравнению с американскими аналогами относительно дёшев. Кроме возможностей разведки, может нести две противотанковые ракеты или 4 авиабомбы. Сколько таких беспилотников у армии Украины – неизвестно. По разным данным – до начала войны было от 30 до 50.
«Это очень хороший дрон. Его «звёздная песня» была в армянско-азербайджанский конфликт. И он очень хорошо показывает себя на войне в Украине. Но надо понимать, что, опять же, если вы не учились грамотно использовать эти дроны в мирное время, то получаются и достаточно досадные промахи», - отметил Игорь Раев.
Инженер Максим Шеремет вместе с товарищами производят системы сброса полезной нагрузки с обычных беспилотных мультикоптеров. В одной ситуации полезной может быть гуманитарная помощь, в другой – миномётный снаряд над противником. Все свои изделия инженеры передают вооруженным силам Украины.
«Мы – инициативная группа инженеров, которые не умеют держать оружие в руках, но имеют голову на плечах и готовы помогать стране. Конечно, у нас есть дефицит материалов. Но нам помогают дружественные страны. Большинство элементов изготавливается на 3D-принтере, своими руками», - рассказал Максим Шеремет.
По его словам, один инженер собирает одну систему за 3-4 часа: «С нуля до продукта. У нас объемы 100 систем за 2 недели. Можете примерно посчитать количество ребят, которые это делают».
Разведывательные дроны самых разных типов использует и латвийская армия. И, кстати, обучает пилотов или операторов.
«Российская федерация понимает, что сейчас конкурировать с НАТО, у которого тысячи истребителей, она не может. Поэтому большой акцент страна ставит на противовоздушную оборону и на дроны. Конечно, есть вопрос коррупции, которой славится Россия, и на многих видео мы видим качество российских дронов «Орлан», где вместо топливного бака – пластиковая бутылка. Но ясно, что у любого российского артиллерийского батальона есть дроны, и они активно их используют», - говорит командир учебного центра Воздушных сил Латвии Модрис Кайришс.
«Чтобы бороться с дронами – главное их засечь. Большие дроны, которые несут оружие, довольно легко обнаружить классическими радиолокационными способами. Как самолёты. Но у маленьких дронов очень малая отражающая поверхность. Военным радарам их трудно засечь. Но надо помнить, что у них есть связь с оператором и специальное оборудование может засекать источник этого излучения. Существуют и специальные мощные камеры, которые следят за небом и могут распознать дроны. Ну и конечно дроны можно обнаружить акустически», - пояснил командир учебного центра Воздушных сил Латвии.
Впрочем, отметил военный эксперт Игорь Раев, нужно, чтобы не только дроны, но и все наземные войска были соединены в одну сеть, которая способна передавать и обрабатывать информацию в реальном времени.
«Если это есть в вашей армии, то вы впереди всех остальных. Сейчас это точно есть в одной армии мира, возможно, еще в нескольких. Но ни Россия, ни Украина к этому маленькому списку не относится», - признал эксперт.