Личное дело

Терминал LNG в Скулте: ни инвесторов, ни буксиров

Личное дело

Как "утонула" подлодка "Курск". Специальное интервью

Ļičnoje ģelo

ВИДЕО: Документальный проект «Большой/маленький». Предприятия

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Мы продолжаем документальный проект «Большой/маленький». Журналисты Rus.LSM.lv взяли пять совершенно разных сфер: больницы, школы, предприниматели, сельское хозяйство, порты. И поехали к большим представителям и самым маленьким. Чтобы понять, как им живется, что общего и в чем отличия? Четвертая серия — предприятия.

Торговая сеть Rimi – не просто гигант. Она на первом месте по годовому обороту в Латвии. В 2021-м оборот перевалил за миллиард евро. 132 магазина по всей стране. Как выглядят торговые точки, может увидеть каждый.

Нам же показали то, что закрыто для простого покупателя. Центр логистики. Это самое большое индустриальное здание не только в Латвии, но и в странах Балтии. 90 тысяч квадратных метров – это 9 футбольных полей.   

«Переодеваемся в теплую одежду, потому что, нам говорят, туда, куда мы пойдем, будет холодно, плюс четыре градуса максимум. Правила здесь очень строгие, потому что на складе продукты, да?».

Мы заходим в драй зону – так ее называют работники. Здесь хранятся продукты в упаковке. Например, печенье или консервы. На огромной скорости тут гоняют десятки погрузчиков: привозят, разгружают, загружают, увозят. Не могу не попробовать - прокатиться.

Еще один склад. Здесь ждут своего часа 97% всех продуктов, которые можно найти в магазине. Тысячи наименований.  Таких складов здесь шесть. Идем дальше. И неожиданно оказываемся…

«Это багажная лента, такая же, как и в аэропорту. Эту систему мы создали вместе с нидерландским предприятием, которое работает с аэропортами», -

рассказывает глава отдела по связям с общественностью RIMI Latvia Инга Бите.

Эта система уникальна тем, что работает при низких температурах. Здесь всегда те самые +4 градуса, о которых нас предупреждали в самом начале. По ленте бегут молочные продукты, яйца, йогурты. Система знает, в какой магазин их отправить. Отсюда товары разъезжаются не только по Латвии. Но и в соседние страны – Литву и Эстонию.

КУЗНИЦА

«Я еду в кузницу – к настоящему кузнецу. В эпоху смартфонов и биткойнов два брата решили открыть свой семейный бизнес – производство топоров и ножей. И, похоже, они не прогадали».

Сейчас это маленький латвийский бренд с большой славой за рубежом. Кузница братьев Ниманисов находится в Приекули – в ста километрах от столицы. Никаких рекламных баннеров и вывесок. Добираемся по точке на карте.

Это Янис Ниманис, кузнец. Один из двух братьев основателей семейного дела. Семейственность здесь начинается с самого места. Небольшое поместье Nīmani в Приекули когда-то принадлежало педиатру Екабу Ниманису, он руководил Рижским роддомом и Рижской городской детской больницей, лечил Райниса и Аспазию. В годы немецкой оккупации был арестован гестапо, а в 51-м уже советская власть на несколько лет отправила его в Вятский исправительно-трудовой лагерь. Еще до этих событий он передал поместье своему племяннику - деду нынешних Ниманисов, но во времена СССР поместье Nīmani национализировали. Вернуть родовое гнездо семейству Ниманисов удалось в 90-х. И сейчас в одной из построек находится кузница.

Заходим в кузницу.

- Есть такая пословица – куй железо, пока горячо. Очевидно, сейчас мы видим пример и доказательство этому. Какая здесь температура?

- 1200 градусов. Сейчас 1100. Пословица – правда. Потому что там прошло пять секунд и уже сразу температура меньше.

- То есть надо сразу ковать?

- Да.

- Покажешь?

- С радостью.

Янис говорит, что первый нож он просто хотел сделать для себя – купить он не мог, не было денег: «От этого ножа у меня шрам здесь. Я делал термическую обработку, его сломал и этот обломок мне вот сюда вонзился, и здесь [как шрам] сохранился».

Интересно, что большинство инструментов в кузнеце сделаны своими руками. Например, этот пневмомеханический молот в «прошлой жизни» был самосвалом. Янис нашёл его на металлоломе.

На аппарате увековечен номерной знак транспортного средства.

Как желание сделать нож для себя превратилось в семейный бизнес, Янис толком не помнит.

«Это пошло как-то само собой. Один клиент явился. Другой… Так это и пошло».

За эти ножи лесорубы, охотники и повара со всего мира готовы выкладывать сотни евро и месяцами ждать, когда же придет их заказ. Янис показывает карту – из каких стран люди чаще всего делают заказы. Единственный континент, на котором нет его ножей – Антарктида!

«Мы не делаем ножи, чтобы их продавать и делать деньги. Мы делаем ножи, потому что нам это нравится. Это у нас получается натурально. Если делать так, то ножи становятся очень конкурентоспособными.  Чем обычно измеряется компания? Как она развивается, сколько она заработала. У нас тоже есть эти критерии, но у нас другая валюта. Секрет нашего развития не в том, что мы наштамповали больше. Секрет в том, что с каждым годом Янис или я – мы делаем лучше».

Переносимся в RIMI

На наших глазах готовят рассол. Целый чан – 150 килограммов! Хватит, чтобы накормить небольшой поселок. Никакого творчества, все по рецепту, с точностью до грамма.

- Если на мониторе загорается красная полоска – значит слишком много. Если зеленая – все в порядке.  

Потом ингредиенты следует хорошенько перемешать. Все это делает техника.  Говорят, самое сложное потом все хорошенько отмыть. Дальше готовый салат идет на расфасовку. В этой части кухни жизнь кипит. Салаты взвешивают, запаковывают. Куриные ножки раскладывают по коробочкам. Делают мясную нарезку.

«Это горячая линия - готовые вторые блюда. Например, фасоль с куриным шашлыком», - рассказывает Олга Стумберга, технолог производства RIMI Latvia.

В Латвии в Rimi трудятся 6 тысяч человек. Рабочих рук сейчас везде не хватает. Не обошла эта проблема стороной и гигантов.

Инга Бите поясняет: «В сфере розничной торговли, да и в любой другой отрасли, особенно сейчас, мы тоже сталкиваемся с проблемой нехватки рабочей силы». 

Что делают, чтобы привлечь новых работников и не потерять тех, что есть? Пытаются сплотить. Например, у каждого магазина есть свой бюджет. Сотрудники сами решают, как его потратить: организовать экскурсию, сходить вместе в кино или устроить семейный праздник. На детях здесь особый акцент: есть детские комнаты, где можно оставить ребенка. Летом берут на работу школьников. Так решают две проблемы одним махом: и подросткам хорошо, могут подзаработать, и предприятие в выигрыше.

«Да, трудоустройство подростков это практическая поддержка. Лето – самое активное время отпусков. Такие помощники дают возможность нашим работникам отдохнуть», - продолжает Бите.

И снова кузница

В маленькой кузнице проблема нехватки рабочих рук не стоит. Они просто не требуются. Сейчас над брендом Autine трудятся всего три человека – сам Янис, его брат Матис и сестра Карлина.

«К нам приходят люди, они хотят заработать, вот это проблема, почему у нас долго не стоят ученики. У них мотивация не та. Чтоб делать так, как мы делаем, надо жить так, как мы живём. Обычно как было? По старине ученики учились 7-8 лет у мастера. И отрабатывали знания, которые они в дальнейшем будут использовать.

Сейчас приходят люди и говорят: Сколько ты мне будешь платить? В деревне в этой стране очень мало людей, и очень мало людей хотят вести деревенский образ жизни»,

- рассказывает Матис.

Кажется, что братья живут практически в отшельничестве и всё, что для них существует – это кузница. Однако и на их работу влияют мировые события.

«Вот эту сталь мы сейчас ждём, на сентябрь нам обещали только доставить. Перед войной они доставляли её через неделю. И, не знаю, может быть газ, пропан для нас будет подороже. Мы выживем. Мы не будем использовать не газ, а древесный уголь, который мы сами можем сделать… Будем надеяться, что так далеко не зайдёт это всё».

В супермаркете

«Время пандемии для нашей отрасли было настоящим вызовом. Часто законы вступали в силу в тот же самый день, когда их приняли. Вы только можете представить, что для такого огромного предприятия со множеством филиалов и магазинов было все переориентировать?!», - рассказывает Бите.

Причем, на крупных торговцев влияет не только местная политика, но и общеевропейская, с ее многочисленными регулами и директивами. Следуют всем последним тенденциям: энергоэффективность, зеленый курс. 

«Система депозита – одна из главных перемен в нашей отрасли. У нас заняло целый год, чтобы систему ввести, подстроить. Чисто с технической точки зрения, каждый магазин надо было индивидуально перепланировать, получить на это разрешения. Согласовать с внешними партнерами», - говорит она.

Торговцы говорят, они готовы идти дальше, например, жертвовать еще больше продуктов семьям, которые во время энергокризиса будут в них нуждаться. Но в Латвии нет организации, которая могла бы такие объемы принять.

«Мы с горечью можем смотреть на наших братьев эстонцев, где каждый день местные общества берут продукты из наших магазинов, комплектуют пакеты с долгим сроком хранения или используют для суповой кухни. У них эта система более развита. К сожалению, Латвия исторически пошла другим путем», - поясняет Бите.

В кузнице

Разговор с Янисом:

- Есть ли у тебя жизнь вне кузницы? Чем ты ещё занимаешься, кроме того, что стреляешь из лука?

- Мне нравится рыбалка нахлыстом. Я не получу много рыбы, но мне нравится это и это никто у меня не отберёт.

- А как-то на тебя и на твою работу влияет то, что происходит в правительстве?

- Если это цены электричества, газа и металл. Тогда да, конечно. Я бы сказал, что мне не нужны обещание. Мне нужно дело. Тогда будет хорошо всё у всех.

Матис: «Я живу свою жизнь. Не жизнь министра, ни кого-то другого. Моя задача делать хорошо то, что я делаю, что мне нравится. А задача министра – делать хорошо работу, то, что он там положен делать. Мне люди говорят: «У тебя язык хорошо подвешен, иди в депутаты». Я не пойду в депутаты, потому что моя работа – делать ножи хорошо. И жить свою жизнь хорошо. Для себя.  Я голосую за себя. За свою жизнь, за свою судьбу и так далее».

Быть большим и просто, и сложно одновременно. Просто, потому что есть средства и возможности развиваться, использовать новейшие технологии. А сложно, потому что ты большой и спрос с тебя больше. А быть маленьким тоже непросто. Но, если ты понимаешь, что все самое главное в твоих руках, то возможно очень многое.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное