Рижанке Ливии Марцинкевич недавно пришлось поместить в пансионат близкого человека. Решение далось нелегко, но делать было нечего.
«У человека есть какие-то дорогие для него вещи — то, что ему необходимо дать с собой, отправляя в это учреждение, этот новый дом. И еще мы поняли на примере очень близкого нам человека, что к переезду пожилого человека надо подготовить. И это очень трудно. Порой даже невозможно, но так складываются обстоятельства», — поделилась она своим опытом.
Общительные старики в пансионат переселяются более охотно. Интроверты предпочитают остаться дома, рассказала директор рижского центра социального ухода «Межциемс» Солвита Рудовича, в чьем заведении сейчас живут 193 человека. Большинство — с когнитивными нарушениями: страдают деменцией, болезнью Альцгеймера. По ее словам, если человек не хочет покидать свой дом, лучше его все-таки уговорить переехать в пансионат добровольно, не обманывая при этом.
«Зачастую мы сталкиваемся с тем, что родственники нашим клиентам пообещали, что их везут на реабилитацию, которая будет недолгой, а потом их заберут обратно домой.
Когда человек понимает, что это никакая не реабилитация, что это теперь будет его дом... В этих случаях нам предстоит очень тяжелая работа.
Акклиматизация, адаптация для таких клиентов бывает очень тяжелой и долгой, потому что он сам не хотел к нам попасть», — объяснила она.
На данный момент в Латвии в государственных и частных центрах социального ухода живут 9 тысяч человек. Еще 381 человек стоит в очереди. По закону проживание в центре социального ухода оплачивает сам пенсионер — для этого у него забирают 85% пенсии. А остальное доплачивает или самоуправление, или родственники, если таковые есть.
Директор частного пансионата Rūre Кристиан Давис призывает пересмотреть критерии финансирования, которые у каждого самоуправления свои.
«Есть такой яркий пример. У нас очень много одиноких людей, у которых нет родных и у которых пенсия небольшая, потому они не так много работали. Они почти бездомные. И в противовес им у нас есть одна клиентка, которая всю жизнь проработала учительницей, всю жизнь платила налоги. Но ей самоуправление в софинансировании отказало, потому что, видите ли, у нее есть сын, дочь и внуки», — указал он на изъян нынешней системы.
По закону родители должны заботиться о детях, а дети — о родителях. Но на деле эта схема работает далеко не всегда.
На деньги Европейского структурного фонда Министерство благосостояния в ближайшее время закажет исследование о том, как эта проблема решается в других странах. Например, в Германии действует обязательное страхование социального ухода.
Rus.LSM.lv рассказывал, что Министерство благосостояния намерено создать сеть модульных домов для компактных учреждений длительного ухода за пожилыми людьми в разных частях страны, выделив на это 65 млн евро.