ТЧК

ТЧК. Священник Андрей Халавин: "Суд должен быть!"

ТЧК

ТЧК. Когда взлетит "Мрiя"?

ТЧК. Взрослые проблемы маленьких детей

В Латвии появится скрининг для детей с поведенческими проблемами, но для их коррекции не хватает специалистов

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В 2023 году в Латвии должна заработать система скрининга, которая позволит выявлять детей с расстройствами аутического спектра. Но если аутизм и будут диагностировать чаще, возникает новая проблема – нужно больше специалистов, которые могут работать с такими детьми, прозвучало в эфире программы «ТЧК» на Rus.LSM.lv.

«У моего ребенка аутизм. Но высокофункциональный», - рассказала в эфире программы «ТЧК» журналист Елена Вихрова. От том, что с ее ребенком что-то не так, Елена узнала благодаря детскому садику.

«Но что делать, никто не знал, и никаких советов дать не мог. Мы попали к неврологу, потом к психологу, прошли тест, затем попали к психиатру и так дошли до диагноза», - рассказала Елена.

Она признала, что у большинства людей этот путь мог бы затянуться на год и дольше – если идти на бесплатные курсы.

«Получили диагноз, но легче не стало. Я не знала, что делать дальше. И нет такого места, где могли бы ответить на этот вопрос.

(..) Семейный врач вообще никак не помог. Да, у нас были рекомендации, но как воплотить их в жизнь – ищите сами. Например, нам нужна ABA-терапия, но где ее получить? В садике тоже не справляются, говорят, мы не знаем, как должны себя вести. Приводите специалиста, который нас обучит», - говорит Елена.

Случай Елены – самый классический, отметила глава Латвийского общества аутизма, руководитель платформы uzvediba.lv Лига Берзиня.

«Именно потому нужен ранний скрининг. Зачастую проблемы с поведением у ребенка замечают еще до школы. Но родители слишком адаптивны, они подстраивают среду под ребенка – особенно, если речь идет об единственном отпрыске. И они могут потерять сигнал, как он должен развиваться. Когда ребенок попадает в детский сад, в полтора года могут начать значительные проблемы с поведением. В саду могут сказать, что ребенок слишком распущен. Или, наоборот, еще не готов. Родители думают: ну, если не готов, подержим его дома еще до трех лет. А к этому возрасту проблем становится только больше. Они идут к неврологу, психиатру, а их спрашивают: а где вы раньше были?», - отметила Лига Берзиня.

Представитель Центра межведомственной координации Сигита Сникере отметила, что согласно мировым исследованиям,

примерно 20% детей сталкиваются с различными сложностями в развитии, в том числе с нарушениями аутического спектра.

Чтобы вовремя выявлять проблемы, в Латвии будет создана система скрининга – в рамках специальной программы обучение уже проходят работники детских садов и семейные врачи. «Сейчас, когда такой системы нет, мы выявляем около 30% таких детей. Благодаря системе и научному подходу этот показатель вырастет до 80%», - пояснила Сигита Сникере. – «Необходимо улучшать способности распознавать. Если нет стандартизированного подхода, способности к диагностированию гораздо ниже, чем если используется метод скрининга».

Советник по вопросам образования Союза самоуправлений Латвии Инара Дундуре рассказала, что сейчас один этап обучения прошли представители 96 детских садов. «Также обучены работать с этой системой 12 семейных врачей, 150 психологов и 137 логопедов. Идет второй этап, апробация. Мы очень надеемся, что увидим в 2023 году, как эта система работает. Она должна применяться и в детсадах, и семейными врачами, что даст возможность поставить диагноз как можно раньше», - сказала Инара Дундуре.

Но, даже научившись вовремя диагностировать, возникает другая проблема: нехватка специалистов, которые могут оказать дальнейшую помощь такому ребенку. «Тут речь идут об обучении многофункциональной команды для работы с детьми со сложностями в поведении. В этом году было организовано обучение по работе с ABA-терапией. И параллельно со скринингом надо готовить специалистов для работы с этим инструментом», - сказала Сигита Сникере.

Елена Вихрова признала, что и сейчас, когда диагнозов сравнительно немного, попасть на ABA-терапию трудно, а визиты – дорогие. «Мы за одно занятие платим 30 евро. Таких занятий – по два в неделю. В рабочее время – по понедельникам и средам. Я оплачивала благодаря фондам, что люди собрали. И я не представляю, сколько нужно зарабатывать, чтобы эти расходы покрывать самостоятельно», - заявила Елена.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное