ТЧК

ТЧК. "Голодные" времена общепита

ТЧК

ТЧК. Удар по инсульту

ТЧК. Деменция в вопросах и ответах

В Латвии множеству людей с деменцией этот диагноз не поставлен — специалисты

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

По мере старения нашего общества мы будем все чаще сталкиваться с людьми, страдающими деменцией, считает социоантрополог Анна Жабицка. Проблема в том, что ее у нас диагностируют слишком редко, а помощь пациентам и их близким не всегда доступна, сказала она в передаче «ТЧК» на Rus.LSM.lv. С ней согласна Наталья Михайлова, социальный реабилитолог и постоянный автор Rus.LSM.lv: по ее словам, деменция оказывается невидимой, потому что мы не хотим ее видеть.

«Мы сталкиваемся в пансионатах с очень большим числом людей с разными формами деменции. У кого-то она диагностирована. Но очень большая проблема в Латвии заключается в том, что у большинства пожилых людей она не диагностирована. Если я не ошибаюсь (врач мог бы меня потом поправить), деменция диагностирована у более чем 8 000 пациентов. Но реальное число может быть по меньшей мере в два раза больше», — заявила Анна Жабицка.

Она пояснила, что она изучает не конкретно деменцию, а в целом старение в сельской местности как таковое и связанные с ним явления и процессы — но эта болезнь по понятным причинам попадает в поле зрения, особенно когда исследования приводят в социальные центры, где живет много пожилых людей.

«Популяция стареет и мы всё больше будем сталкиваться с людьми с деменцией. Поэтому проблема номер один — это отсутствие диагнозов. Проблема номер два — недоступность услуг», — продолжает социоантрополог.

По второму пункту А. Жабицкая добавила, что центры социального ухода зачастую не предусмотрены для клиентов с этой болезнью: персонал не обучен, необходимая среда не создана.

«Возможно, многим из таких клиентов поставлен диагноз «деменция», но они всё равно не получают соответствующее обслуживание, а другие без диагноза, но у которых есть все признаки деменции, тоже не получают соответствующей поддержки.

Третья проблема касается самого диагноза. То есть даже если он есть, то его ставят слишком поздно, из-за чего теряется время, которое можно было использовать, чтобы приспособиться к человеку, помочь ему самому и замедлить прогресс деменции. И четвертая проблема — это большая нагрузка на семью и близких: у нас сейчас нет структурированной поддержки, чтобы было ясно что и как делать», — заключила гость «ТЧК».

Социальный реабилитолог и постоянный автор Rus.LSM.lv Наталья Михайлова, которая сейчас возглавляет частный пансионат, на вопрос о том, что за специальную среду надо создавать для людей с деменцией, пояснила: «Чтобы человеку было удобно и понятно, чтобы были простые маршруты, скажем, закруглённые столы, чтобы человек не поранился, безбарьерное пространство, чтобы он не зацепился, потому что нарушение ориентации ведет к риску падений. Плюс, конечно, персонал надо обучать».

Она отметила, что на самом деле и в муниципальных центрах нянечки должны уметь обслуживать клиентов с деменцией, и каждый год обязаны проходить соответствующее обучение. В некоторых заведениях руководители специально приглашают для этого лекторов или устраивают обучение онлайн.

Насчет же выявления деменции Н. Михайлова подтвердила: диагностируют ее слишком редко, и это большая наша проблема. По ее мнению, проблема эта вытекает из своего рода слепоты общества.

«Причина именно в том, что мы не хотим это видеть. Никто из нас не хочет стареть и умирать. И вместо того, чтобы как-то к этому готовится, мы просто предпочитаем выстроить какой-то занавес: это не мы, это к нам не относится, как-нибудь само рассосется», — пояснила она.

Как рассказывал Rus.LSM.lv, предвестником деменции может быть и тревожность, и депрессия, и они могут проявиться за год, а то и три до появления «обычных» признаков недуга.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное