В еврозоне заговорили о пересмотре финансовых правил для стран — участниц

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Финансовые правила еврозоны слишком не эластичны и нуждаются в изменениях. Так считают политики ряда стран Европейского союза. В частности, министры Нидерландов и Испании полагают, что темпы сокращения внешнего долга стран должны определяться для каждого государства в индивидуальном порядке — особенно с учетом, что Европа сейчас сталкивается с последствиями пандемии и войны в Украине, передает Служба новостей Латвийского радио.
 

В еврозоне заговорили о пересмотре финансовых правил
00:00 / 04:19

Уже сам факт того, что министры Испании и Нидерландов смогли выступить с общим предложением, у многих вызвал удивление. В конце концов, в Мадриде у власти находятся социал-демократы, которые настаивают на увеличении расходов, а в Гааге тон задают политики, которые очень осторожно относятся к любым тратам.

Однако сейчас министры обеих стран призывают пересмотреть правила того, как следует сокращать объём внешнего долга, выросшего во время пандемии Covid-19. Вместо того, чтобы все страны следовали одному и тому же графику, предлагается оценивать каждый случай в индивидуальном порядке.

Вице-премьер Испании Надия Кальвиньо считает такой подход прагматичным.

«Мы считаем, что следует избегать упрощенного применения фискальных правил, как это было до пандемии. Думаю, все страны понимают, что подход должен быть прагматичным. Наш анализ должен включать объём долга, который может сильно отличаться от того, каким он был до пандемии, потому что нам пришлось реагировать на нее. Нам также необходимо понять, как при этом мы можем инвестировать достаточное количество средств в «зеленую» и цифровую трансформацию», — объясняет политик.

Это важно, потому что темпы сокращения внешнего долга являются одним из критериев, который влияет на то, сколько денег остаётся в государственном бюджете на различные расходы. Чем медленнее погашается долг, тем больше денег доступно сегодня.

Маркус Фербер, евродепутат от Европейской народной партии, считает, что темпы сокращения долга — один из немногих вопросов, по которым можно будет прийти к общему знаменателю.

«Я думаю, что мы можем говорить о том, как достигнуть 60-процентного порога долга. Сейчас государства должны достичь его в течение 20 лет. Но это решение было принято после предыдущего экономического кризиса и до пандемии. Но поскольку во время пандемии внешний долг увеличился во всех государствах блока, то очевидно, что в установленный срок его не удастся снизить. Поэтому здесь мы можем говорить об изменениях правил», — заявил он.

В то же время, подчеркнул М. Фербер, из этого совершенно не следует, что стоит пересматривать и другие параметры — скажем, максимальный дефицит госбюджета (согласно Маастрихтским критериям, он составляет 3%) — или исключать из общих расчётов отдельные статьи расходов.

Идеи, которые депутат Фербер не считает приемлемыми, включают в себя предложение исключить из общего дефицита, например, инвестиции в оборону, энергетику или цифровые проекты. (Вопрос финансирования обороны актуален и для Латвии, так как правительство недавно приняло решение о постепенном увеличении расходов в этой сфере до 2,5% ВВП.)

Необходимость найти баланс между экономией средств и инвестициями также подчеркивают испанские, голландские, французские и итальянские политики.

Аналогичного мнения придерживается и Мария Демерцис, экономист брюссельского аналитического центра Bruegel. Хотя совсем отказываться от так называемых Маастрихтских критериев, по её мнению, не стоит.

«Эти правила были включены в Маастрихтский договор по очень существенным причинам. Страны взаимосвязаны, поэтому фискальная политика одной страны может оказывать влияние на все другие страны. Это влияние может быть и хорошим и плохим, но это надо учитывать», — отметила она.

Страны блока, которые не используют евро, также наблюдают за этими дискуссиями. Одна из них — Швеция.

Премьер-министр этой страны Магдалена Андерссон, хоть и является социал-демократом, отнюдь не спешит поддерживать более вольную трату денег: «Я была министром финансов в течение семи лет, и я могу сказать вам, что некоторые страны постоянно находят новые причины, чтобы не платить за свои расходы».

Однако война в Украине, инфляция и последствия пандемии Covid-19 создали достаточно благоприятную почву для смягчения жестких фискальных правил. Но основные политические дискуссии об этом ещё впереди.

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европарламента и отражает только позиции сторон, имеющих отношение к созданию материала. Европарламент не несет ответственности за любое использование информации в рамках данной публикации.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное