В браке с Маргаритой у Сергея четверо детей. Два мальчика и две девочки. У Сергея есть еще дочь от первого брака. Сейчас его супруга Маргарита работает редактором на портале «Мамин клуб», но многие годы, пока она растила детей, семью обеспечивал Сергей. Рассчитывали всегда только на себя. От государства помощи не ждали.
«У меня, когда первый ребенок родился, пособие было 8 латов. И когда ребенку было лет 15, оно так и осталось 8 латов. Сейчас уже 11 евро», — говорит Сергей Шумило.
Маргарита не только растит своих четверых детей, но и занимается волонтерством. Консультирует других мам по грудному вскармливанию. У семьи большой и просторный дом в Вецумниеки. Для расширения состава семьи есть все условия.
«Как я раньше наивно полагала, самое трудное — это вырастить младенца, теперь я понимаю, что нет. Самое трудное растить подростка. Им очень нужно эмоциональное вовлечение и многое другое.
И поэтому, думаю, на этом надо сосредоточиться», — отмечает Маргарита Вирате-Шумило.
При этом, будущее туманно, впереди маячит новый экономический кризис, и пришло время подумать о себе, считает Маргарита.
«Самая больная точка даже не младенчество, а перспективы дальнейшего в Латвии. Допустим он попадет в садик, дойдет до школы, а что дальше? Образование трещит по швам. Смогу ли я обеспечить ему такое образование, чтобы он уехал за границу? У многих мысли только об этом. Они не видят будущего для детей в Латвии. Потому что все красивые, здоровые, работоспособные люди уезжают и остаются только старички и те, кто пока еще держатся», — признает Маргарита Вирате-Шумило.
Центральное статистическое управление зафиксировало новый антирекорд. Самая низкая абсолютная рождаемость в Латвии за последние сто лет. В прошлом году на свет появилось только 17 420 младенцев. Для сравнения, рекордным был 1987 год. Тогда родилось 42 тысячи детей. Это был лучший показатель в Латвии с 1946 года.
«По предыдущим данным мы хорошо видим, что каждый экономический кризис влиял на рождаемость. В начале 90-х очень стремительно падало число новорожденных, после мощного подъёма 80-х. Как и в 2010 году. Эти кризисы, конечно, влияют. Это первое. Второе — это возрастная структура.
То, что происходило в 90-е отразилось на сегодняшней ситуации. Тогда родилось меньше женщин. Сегодня меньше тех, кто может родить детей»,
— констатирует директор департамента социальной статистики Центрального статистического управления Байба Зукула.
По словам демографа Петериса Звидриньша, нынешний плохой показатель рождаемости — это отголоски кризиса конца девяностых, когда в стране был самый низкий суммарный коэффициент рождаемости — 1,2. Он показывает сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода, при сохранении рождаемости того года.
«В 1998 году было меньше всего родившихся. Это было 24 года назад. Т.е тогда на свет появились те женщины, у которых сейчас самый репродуктивный возраст. Их мало. Это такая волна пришла», — поясняет Петерис Звидриньш.
И как результат — падение рождаемости в 2020 и 2021 годах, чуть более 17 тысяч младенцев ежегодно. Впрочем, после 1998 года в Латвии коэффициент постепенно улучшался. В 2016 году он достиг своего наивысшего значения — 1.74, однако этого все равно недостаточно для простого воспроизводства населения. Коэффициент должен быть минимум 2,1-2,2. После 2016 года началось постепенное снижение коэффициента и к 2021 году коэффициент достиг показателя 1,57.
«Беременность [проходит] 9 месяцев. И все время и женщина, и ребенок подвержены риску заразиться Covid-19. Любое попадание в больницу во время эпидемии рискованно. Естественно, это был дополнительный фактор.
А сейчас, когда у нас начался экономический кризис, то уверенность в завтрашнем дне, что семьи смогут обеспечить детей, упала и будет падать еще по крайне мере несколько лет»,
— прогнозирует демограф, профессор Латвийского университета Михаил Хазан.
С начала девяностых годов продолжает падать показатель рождаемости первого ребенка.
- 1990-й — 18 тысяч первенцев
- 2000-й — 10 000
- 2010-й — 9 500
- 2020-й — 6789
- 2021-й — 6659
Как отмечает демограф и профессор Латвийского университета Михаил Хазан, больше половины женщин, у которых сегодня появляется первенец, имеют высшее образование, их сейчас больше половины. В 2016 году было меньше половины.
«Мы же понимаем, что для женщин с высшим образованием, для них стоит вопрос о выборе между успешным продвижением по карьере и материнством.
Понятно, что каждый ребенок уводит на какое-то время женщину с рынка труда», — говорит Михаил Хазан
И тут нужно спросить: а чего хотят женщины?
«Некоторые хотят насладиться жизнью. Боятся ответственности. Другие не хотят детей, потому что им кажется, что это слишком тяжело», — говорит Жаклине
«Я считаю, что женщина вообще создана, чтобы иметь детей и рожать. Это ее предназначение», — говорит Екатерина.
«Я допускаю, что люди сейчас больше нацелены на карьеру, а не на создание семьи. Выжить сейчас трудно, надо много зарабатывать. И лично для меня я считаю, что сначала надо улучшить свое материальное положение и только тогда думать о семейной жизни», — считает Элиза.
Марта — работник культуры, продюсер. Работает и учится. Осваивает управление бизнесом. Исповедует добровольную бездетность. Марта — «чайлдфри».
«Я помню своих подруг, которые в 18 лет мечтали о том, что станут мамами. Для меня это как бы чужое чувство. До этого я не чувствовала необходимости, инстинкта, хотя и в отношениях, и даже была замужем. Мысли даже не было. Всегда приоритеты были другие. Работа, обустроить свою жизнь, чтобы все было удобно для меня. И как-то до этой мысли еще не дошло», говорит — Марта Калнава
Популярная раньше страшилка — а что ты будешь делать в старости? Кто тебе поднесет стакан воды? — По словам Марты, больше не работает.
«А что ты будешь делать, когда тебе будет 50-60? Но мне хочется спросить, а чем я отличаюсь от той матери одиночки, которая вырастила своих детей они живут где-то за границей, и она точно также живет одна или со своим партнером. Ну чем я отличаюсь? Абсолютно ничем»,
— уверена Марта Калнава.
Впрочем, Марта окончательно двери в материнство не закрывает и считает, что у нее еще все впереди. Ведь, если в 90-е годы, согласно статистике, возраст рождения первого ребенка в Латвии был 23 года, то сейчас этот показатель вырос почти до 28 лет. К тому же в нашей стране сейчас работает государственная программа по бесплатному искусственному оплодотворению, что позволяет женщинам родить и намного позже.
«Последний, вот этот год, когда разрешили с 37 лет и подняли планочку до 40.У нас полно работы. У нас в Латвии 6 клиник, которые занимаются медицинским оплодотворением. Мы реально работаем с утра до вечера. Все врачи загружены, действительно очень много желающих. Как хорошо, что теперь все можно сделать бесплатно», — говорит гинеколог-репродуктолог Оксана Бабула.
Достижения современной медицины, по мнению профессора Хазана, — один из факторов, из-за которых женщины откладывают рождение первого ребенка на более поздний срок.
«Искусственное оплодотворение не решит демографическую проблему в целом», — считает Михаил Хазан.
По мнению демографа, даже миграция в Латвию не даст особого эффекта в приросте населения и улучшения рождаемости. Потому что по статистике из Латвии уезжают 20-30 летние, а приезжают, те кто уже на 10 лет старше. Многие из них, по сути, находятся за пределами репродуктивного возраста. Возможно, прирост рождаемости в статистике покажут украинские беженцы, предполагает профессор, но это при условии, что они останутся в Латвии.
Как писал ранее Rus.LSM.lv, после предыдущего глобального экономического кризиса резко сократилась доля молодежи среди населения Латвии. Социолог Гинт Класонс пояснил, что численность сама по себе не показатель — численность молодых жителей сокращается куда быстрее, чем все население в целом.