Уход за больными Covid-19 в стационарах: есть ли альтернатива

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Резкий рост заболеваемости коронавирусом снова поднял вопрос о ресурсах в здравоохранении. Есть ли вообще альтернатива лечению на больничной койке — и насколько тяжелых пациентов придется отправлять лечиться дома? Уже сейчас 90% больных Covid-19 лечится дома, под контролем семейного врача. Как сообщает LTV в передаче De facto, к худшим сценариям не только Кабмин, но и Минздрав начинают готовиться в последний момент.

Главная проблема больниц — дефицит персонала

По прогнозу Центра профилактики и контроля заболеваний, к концу октября в больницах может быть занято уже 1900 койко-мест. Это больше, чем стационары, по данным Минздрава, могут обеспечить. Завотделом министерства по качеству лечения Санита Янка еще в день, когда была объявлена ЧС в здравоохранении, в беседе с De facto сообщила, что мощности больниц по уходу за пациентами с Covid-19 составляют 1500 койко-мест и еще 200-250 — в палатах интенсивной терапии.

У министра здравоохранения Даниэля Павлютса не было четкого ответа, что произойдет в конце месяца, если прогнозы о росте числа пациентов сбудутся. Министр указал, что в стационарах имеется 8800 койко-мест, предназначенных, конечно, и для других пациентов. Соответственно, придется переоборудовать их. Выделяемые до сих пор средства помогли наладить более качественный уход, но не многократно:

«Это не устраняет того факта, что система больниц сама по себе больше не становится. И самое узкое место, которое на нас влияет — это персонал. Можно купить аппараты ИВЛ, передвижную аппаратуру для поддержки дыхания, койки. Здесь речь идет о персонале, это люди».

Кислород на дому больницу не заменяет

Есть ли альтернатива стационарам — сегодня это вопрос, ответ на который скорее отрицательный. Чтобы разгрузить больницы государство начало оплачивать пациентам надомную кислородную терапию. Из стационара людей теперь выписывают раньше, и дома они под присмотром семейного врача продолжают долечиваться. Но пока из 600 больных этой возможностью воспользовались всего 14. К тому же это не помогает предотвратить госпитализацию пациентов.

Врачи рекомендуют кислородную терапию лишь на этапе реабилитации, уже после больницы, не в острой фазе заболевания, которое лечат в домашних условиях. Пульмонолог, старший врач больницы им. П. Страдиня Зайга Кравале заявила De facto, что она категорически против кислородной терапии в качестве замены тому, чтобы сразу госпитализировать человека при сниженном содержании кислорода в крови:  

«Потому что нам нужно лечить заболевание — и делать это в соответствии с принятыми в мире рекомендациями. И

пациент, который просто взял напрокат концентратор кислорода, опасаясь, что у него может развиться тяжелое течение болезни — он, может быть, получит дополнительный кислород, но он не получит медикаменты, которые он при необходимости получил бы, находись он в стационаре». 

Лечение на дому не может заменить полноценного ухода в больнице, подчеркивают врачи. Уже сейчас госпитализируют пациентов, который дома употребляли разжижающие кровь препараты или пили лекарства, которые нельзя принимать подолгу, либо способные им навредить.

Нагрузка на семейных врачей — повышенная, бюрократии — много

Семейные врачи также отмечают: они не могут взять на себя функции больниц.

«Мониторинг 24 часа в сутки мы обеспечить не можем, это может лишь стационар. И мы не можем проверить, что пациент на 100% сотрудничает»,

— говорит семейный врач Гундега Скрузе-Янава.

По словам врача, пациенты, почувствовав улучшения в своем состоянии, часто становятся менее сознательными. К тому же с теми, у кого идет острый период болезни и кому может потребоваться кислородная терапия или ИВЛ, семейные врачи на дому не могут, пояснила она.

Нагрузка на практики семейных врачей высока и из-за новых возложенных на них обязанностей и бюрократии. Нужно и на домашние визиты выезжать, а к больным коронавирусом, «надев форму космонавта» — например, если к ним отказалась ехать «скорая», рассказала президент Латвийской ассоциации сельских семейных врачей Лига Козловска, у которой — своя практика в Балви.

Перевозка в больницу — платная услуга

В предыдущую волну Covid-19 нагрузку на стационары регулировали, оперативно переводя пошедших на поправку пациентов в больницы низшего уровня. Но теперь эта схема работает хуже, говорит главный специалист Рижской Восточной больницы по пульмонологии, профессор Алвил Крамс:

«Насколько я понимаю, проблема в том, что и остальные стационары перегружены, и реально нет свободных коек. Потому что не только в Риге, но и в регионах перегрузка».

Служба неотложной медпомощи заявляет, что ее представители еще летом предупреждали Минздрав: перевозка пациентов из больницы в больницу не является основной функцией СНМП, на нее нужны дополнительные ресурсы. Тем не менее, в сентябре, по словам директора СНМП Лиене Ципуле, они перевезли около 200 больных.

«Но для больниц это платная услуга»,

- проинформировала она.

По мнению Ципуле, ситуация еще осложнится, таких пациентов станет еще больше — и решать эту проблему должна Государственная медицинская комиссия.

Система здравоохранения — как лоскутное одеяло

Минздрав начал действовать лишь в начале октября, опросив частные клиники об их ресурсах и готовности обеспечить перевозку и койко-места для пациентов — например, в их дневных стационарах, прозвучало в передаче.

«Я бы прокомментировал это так: система здравоохранения вся — и больницы, государственные и муниципальные, и даже министерство — последние полтора года работает в условиях абсолютного кризиса, в режиме военного времени. (..)  И в зависимости от того, где ситуация болезненнее всего, мы и обращаемся с запросами», — сказал глава Минздрава.

В отрасли делают вывод, что такой «заплаточный» подход сам по себе тоже проблема, из-за которой кризис в отрасли оказался таким ярким, да еще на фоне роста заболеваемости Covid-19.

«Это не геометрическая прогрессия, но это драматическая прогрессия на самом деле.

Вся наша система здравоохранения — как лоскутное одеяло. Она размером в метр — тут правительство заплатку наложило, дало немного финансирования ради Covid-19 — но это все еще лоскутное одеяло с одной большой заплатой!

Но оно же не станет роскошным персидским ковром пять на три метра по размеру и качеству», — образно выразился профессор Крамс. 

Как уже писал Rus.LSM.lv, в ряде больниц внутренний режим ЧС введен уже с начала сентября. Это означает сокращение доступности планового лечения. С конца сентября приоритет в больницах отдается пациентам, нуждающимся в неотложной медпомощи, находящимся в остром состоянии и больным Covid-19.

Rus.LSM.lv ранее сообщал: изменения в законе о борьбе с  Covid-19, одобренные парламентом и уже вступившие в силу, делегируют Кабинету министров право устанавливать принципы использования ресурсов интенсивной терапии во время пандемии коронавируса. В  в случае перегрузки больниц разрешается делить потоки пациентов на приоритетных и остальных — в зависимости от медпоказаний.

Как уже сообщалось, ЧС в медицине уже объявляли в начале декабря 2020 года. Этот режим дал медучреждениям возможность свободнее распоряжаться своими ресурсами, чтобы оказывать помощь пациентам в связи с Covid-19 и в связи с неотложными случаями при других диагнозах. Как писал Rus.LSM.lv, в период второго локдауна в Латвии были ограничены плановые услуги в больницах. В ситуации пандемии Covid-19, при ограниченном доступе к аппаратам искусственной вентиляции лёгких, латвийские врачи будут решать, кого из пациентов спасать, а кого нет. Никакой живой очереди.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное