Ольга Воробьева живет в Баварии (Германия). По ее словам, там действует требование о наличии цифровых Covid-сертификатов, выданных на основании вакцинации, перенесенного коронавируса или негативного теста. Сертификаты нужны для посещения многих мест и получения многих услуг.
«Рестораны, фитнес-клубы, ботанические сады, зоопарки, концертные залы — то есть вот эти все места массового скопления людей. Интересный момент, что у нас недавно ввели правило, что кое-где почти то же самое, только пускают людей, которые либо вакцинированы, либо переболели, либо должны иметь только ПЦР-тест, а он у нас стоит примерно 75 евро. А антиген-тест сейчас стоит где-то 15 евро (до 11 октября они были бесплатными, но правительство это отменило в связи с тем, что сейчас всем доступна прививка)».
Обычные магазины — продуктовые, магазины одежды, обуви — могут посещать все люди без исключения, без «зеленого» сертификата можно поесть на террасе ресторана. А вот внутри уже требуется сертификат.
Немцы народ дисциплинированный: с начала пандемии они носили и носят маски, дезинфицируют руки и стараются дистанцироваться, рассказала Ольга.
«Мы как надели маски, так мы их в общественных местах, общественном транспорте, магазинах и не снимали. Причем формата обязательно FFP2 — только такие маски. Лишь последние пару месяцев стало можно носить и обычные медицинские. Раньше их даже не купить было, только с FFP2. Все носили, нарушения я видела редко».
Сознательно общество в Германии отнеслось и к вакцинации — сейчас там привито свыше 65% населения. «Большинство моих знакомых сами приходили на прививку. Я не видела каких-то таких специальных агитационных плакатов либо чего-то подобного, чтобы очень сильно заставляли проходить тестирование... То есть люди подошли к этому сами ответственно», — пояснила Ольга.
В ФРГ вначале прививали пожилое население, как группу риска, но уже к концу весны, началу лета началась вакцинация остальной части общества. «Летом можно было уже без проблем зарегистрироваться и получить прививку». И баварцы шли — причем без особой агитации.
К осени в Баварии открылись даже ночные клубы, дискотеки, и там тоже требуется или сертификат о вакцинации либо перенесенном Covid-19, или же негативный ПЦР-тест за 75 евро.
Глава минздрава ФРГ недавно высказался, что после 25 ноября можно будет отменить режим чрезвычайной ситуации — но пока этот закон окончательно не принят, говорит Ольга.
«Если честно, тоже не очень понятно, что будет, даже если его примут. Я не очень верю, что вы перестанете носить маски в общественном транспорте, потому что люди до сих пор продолжают заражаться, если мы посмотрим на график заражения — заражение все равно происходит. Да, люди болеют в более легкой форме, нет такого высокого темпа госпитализации — но всё-таки люди заражаются».
По словам Ольги, все тот же министр здравоохранения высказался, что весной будущего года, возможно, вообще закончится пандемия, и германское общество вернется к нормальной жизни.
По словам польского журналиста Кшиштофа Щчепаника, многие в его стране считают, будто живут уже в почти нормальном режиме, но на востоке Польши — низкий уровень вакцинации, и вся статистика показывает, что заражаются там чаще:
«Хотя есть такие точки уже и в других регионах. Тех, где меньше вакцинация. Что будет дальше, никто не знает, потому что власти и хотели бы ее улучшить, но есть также огромная пропаганда, что надо идти вакцинироваться, и каждый может пойти и получить прививку — но проблема в том, что власти не хотят особо давить, потому что
все социологические опросы показывают, что эти «антиваксеры», в принципе — это люди, которые голосуют за актуальную власть. Как же можно с нажимом — и ко своим?..»
Сейчас в Польше привито порядка 53% населения, говорит Щчепаник. И статистика показывает, что 90% заболевших коронавирусом — люди, не прошедшие вакцинацию.
Страна живет с соблюдением ограничений. Так, во всех внутренних помещениях вне дома необходимо носить маски. В залах театров разрешено заполнять только половину мест. Но, например, был матч на стадионе вместимостью 60 тысяч зрителей, и там тоже разрешено было занять лишь половину мест, но никто не проверял, вакцинированы ли болельщики (имеют ли они Covid-сертификаты).
«Так что во многом выполнение требований формальное. Я очень часто вижу в магазине, что люди ходят или без масок совсем, или с масками под носом! Просто несерьезно. Но никто не обращает на это внимание. Знаете, я только что вернулся из Египта, так там еще похуже. К счастью, в Польше хоть не так».
Теоретически, полиция в Польше тоже проводит рейды, как и латвийская, проверяя, как люди соблюдают предписанные меры безопасности. И за предупреждением может последовать штраф.
«Только всегда можно сказать, что это первое предупреждение, и никто не считает — оно последнее, предпоследнее или третье с другого конца. Министр здравоохранения вчера уже сказал, что пора переходить от политики предупреждений к политике штрафов. (...) Если всего 53% поляков привито, хотя для тебя нет никакой проблемы пойти и вакцинироваться...
Многие говорят, что они не пойдут, не из-за идеологии, а просто не идут, и всё. И что с ними делать? Как я уже говорил власть нажима не делает, есть награды, кто-то может выиграть в лотерею 100 тысяч злотых (это где-то 25 тысяч евро) или хорошую машину, но это политика морковки, которая не выигрывает по сравнению с политикой кулака».
Учитывая народонаселение Польши (почти 38 млн человек), ее неполных 6000 случаев Covid-19 за сутки выглядят раз в двадцать меньше, чем латвийские 2,6 тысячи (в пересчете на латвийское население), но не зря в польском минздраве волнуются, что этот показатель умножается вдвое каждую неделю, говорит Кшиштоф Щчепаник. То есть в ноябре это может быть и 40 тысяч новых случаев в сутки. А власть тянет с жесткими требованиями, продолжая отечески увещевать народ носить маски и прививаться, отметил он.
Виталий Иванов — наш соотечественник, теперь живущий в Великобритании. Там заболеваемость Covid-19 за последнюю неделю выросла на 16%:
«Ну есть некоторая тревожность, можно услышать и по радио — в дороге сегодня буквально слышу, то есть озабоченность возникает по поводу цифр. Но на данный момент все ограничения сняты. Возможно, что-то последует еще».
Соблюдение мер предосторожности стало зоной гражданской и социальной ответственности в британском обществе, поясняет Иванов. Люди по-прежнему продолжают носить маски и соблюдать дистанцию в частном порядке. Это же решают соблюдать и некоторые работодатели.
«Covid-сертификат, например, насколько я знаю, нужен на крупных мероприятиях, где могут одновременно присутствовать несколько тысяч человек. Что касается масок и дистанции, всё на совести людей, поэтому тут в этом плане никаких указаний сверху нет».
Виталий пережил все волны пандемии в Великобритании: «Я был невыездной уже с марта 2020 года отсюда. Поскольку у меня работа связана с логистикой, с перевозками, доставками, то я не прекращал работать очно ни дня, то есть на своей шкуре я не совсем чтобы прямо почувствовал это в полной мере. То есть я работал, работаю, продолжаю работать — потому что это надо», — говорит уроженец Даугавпилса.
В силу специфики своей отрасли Виталий не имел с прошлого года отпусков дольше пяти дней. Но часть жителей Соединенного Королевства работы лишилась. А многие теперь на «дистанте», то есть «удаленке», как супруга Виталия.
«Жена у меня сейчас ушла работать удалённо — те кто мог, работал удаленно, и поддержка была, предоставляли такую возможность — уйти на «удаленку», и 80% от заработной платы на какое-то время в период строгого карантина людям тоже выплачивалось, то есть была поддержка.
Кто продолжал работать очно, оказывал какие-то услуги или выполнял другую работу — тому в большинстве случаев платились какие-то надбавки».
Последний раз Виталий был в Латвии в марте 2020 года, успел на юбилей отца, и потом начались карантины и неясности. «У меня есть множество знакомых, которые по сей день имеют проблемы при въезде в страну. Например, английский Covid-сертификат не работал при посещении некоторых заведений в Латвии. Возникает вопрос, стоит ли игра свеч в плане поездки или лучше подождать, когда ситуация успокоится. Но я предпочитаю подождать, учитывая, что я готовлюсь стать отцом также в этом году. Поэтому уже не до поездок».
В британском обществе, по наблюдению Виталия Иванова, сильно доверие к власти. Буквально в духе «Партия сказала — надо, комсомол ответил — есть», шутит он. Население активно вакцинируется. В Латвии ситуация иная, у народа нет доверия к правительству, оттого и такие сложности с вакцинацией, и циркулирующие в обществе конспирологические теории, считает он.
Марианна Новицка живет в Норвегии, которая славится в мире уверенными темпами вакцинации, активностью жителей. В Норвегии на сегодняшний день закончило курс вакцинации 68% населения. По словам Марианны, люди с нетерпением ждали своей очереди, чтобы получить прививку — потому что в стране вначале привили целевые группы, начав с жильцов домов престарелых, и лишь затем начали общую вакцинацию.
В конце сентября в Норвегии официально закончилась эпидемия коронавируса. На пресс-конференции властей прозвучало, что уровень вакцинации населения и показатели заболеваемости позволяют государству отказаться ото всех ограничений:
«У нас действует, наверное, только ограничение на въезд из определенных стран. И в принципе, в ежедневной жизни абсолютно нормально — никаких масок и «можно занять лишь одно место из двух», всё закончилось.
Конечно, в новостях, в газетах были статьи, репортажи — сколько людей заболело, сколько лежат в больницах. Но именно вот такой национальной кампании о том, что надо вакцинироваться — не было Потому что люди довольно-таки многие очень хотели получить прививку!
Стали вакцинировать население, начав с пожилых людей, которые живут в домах престарелых — потому что до того, как появились прививки, там были вспышки. И к сожалению, многие умерли, вот поэтому начали с них, и был чёткий список того, кто в какой-момент, какая группа населения стоит в очереди первой. И конечно, некоторые были недовольны, потому что взять, например, мою группу: нас разделили, от 25 до 39 лет. Мы оказались вообще самые последние, перед нами даже решили провести группу от 18 до 24 лет. Наверное, с учётом того, что они были молодые, у них больше общения, и риск заражения более высокий.
У нас есть так называемый CoronaPass, но он нужен, как я понимаю, только при выезде из страны и въезде соответственно. Но никакие места не могут этого требовать, потому что это считается очень персональной информацией, которую даже работодатель в принципе не имеет права спрашивать. Потому что при вспышке какой-то на рабочем месте — да, тогда тебе может позвонить врач или будут созданы специальные команды, которые отслеживают вот эти вот контакты зараженных и так далее. И только тогда могут поинтересоваться, ты вакцинированный или нет, чтобы узнать, нужен ли тебе карантин или нет. В любой другой ситуации, я думаю, это здесь большой шок.
Люди в большинстве своём сознательные, и даже когда можно уже было не носить маски, всё равно многие продолжали носить. Это люди старшего возраста, это давало какое-то ощущение безопасности».
Но были и те, кто нарушал правила. Им выписывали драконовские штрафы, от 1000 до 2000 евро. А нарушение премьер-министра, на чей день рождения пришло больше разрешенных 10 гостей, вызвало в прессе было довольно большой скандал.
«Люди всегда найдут чем быть недовольными, но сугубо по моим личным каким-то ощущениям и оценкам я считаю, что Норвегия очень хорошо справилась со всей ситуацией. Были правила, которые все понимали, все знали, их можно было посмотреть в любой момент», — резюмировала Марианна.
Латвия по состоянию на 18 октября оказалась на первом месте в мире по заболеваемости Covid-19. В связи со стремительным ростом заболеваемости Covid-19 и количества госпитализаций с 18 октября прекращается оказание плановых медицинских услуг в большинстве больниц. С 21 октября в силе новый пакет строгих ограничений, значительно сокращающий возможности собраний и контактов между людьми и призванный уменьшить волну инфекции.
Правительство ранее объявило чрезвычайную ситуацию на три месяца, начиная с 11 октября. Наряду с объявлением режима ЧС в силу вступил ряд жестких ограничений для борьбы с распространением Covid-19. В основном они относятся к невакцинированным. Новые правила будут действовать по 11 января 2022 года включительно.