Основные источники теневой экономики, согласно исследованиям — это зарплаты в конвертах, неучтенная предпринимательская деятельность и занятость, нарушения в области строительства. По различным данным, уровень теневой экономики в стране составляет от 20% до 30% от ВВП. Такие данные на заседании комиссии привела представитель Министерства финансов Латвии Яна Салминя:
«Данные исследования Арниса Сауки указывают, что в Латвии в 2020 году уровень теневой экономики составлял 25,5 процента от ВВП, данные за 2021 год будут опубликованы чуть позже, в мае. В свою очередь, данные исследования Международного валютного фонда, которые коррелируют с данными нашего Центрального статистического управления, согласно их методологии, указывают, что в в 2019-м году размер теневой экономики составлял 28,7%. Исследования профессора экономики Фридриха Шнейдера гласят, что в 2020-м году у нас было небольшое увеличение теневой экономики, до 20,9%, а в 2021-м – некоторое уменьшение, до 20,2%».
При этом, уровень теневой экономики в Латвии по-прежнему значительно превышает средние показатели по Евросоюзу, где уровень теневой экономики в 2020-м году составлял 17,8%, а в 2021 году – 17,3%.
В контексте борьбы с теневой экономикой в Латвии, депутаты оценили эффективную работу Службы госдоходов, отметила депутат Сейма, член бюджетно-финансовой комиссии Любовь Швецова:
«Очень радует, что Служба госдоходов работает по тем субъектам налогообложения, которые находятся в зоне риска и по которым достаточно обоснованный и серьезный пакет документов собран как раз о несоблюдении налоговой дисциплины. То есть ресурс СГД целенаправленно используется для контроля неплательщиков, предприятий, находящихся в зоне риска по уплате налогов».
При этом депутат отметила, что важно не только заниматься пресечением незаконной деятельности, но и создавать благоприятную в административном плане среду для малого бизнеса – чтобы у предпринимателей не возникало желания входить в «серую зону» экономики ради того, чтобы сэкономить на налогах и необходимых затратах. Кстати, счет предпринимательской деятельности, о котором говорят уже несколько лет, так до сих пор и не введен.
Борьба с теневой экономикой – дело не только Службы госдоходов и Министерства финансов, свои мероприятия прописаны, практически, у каждого министерства. Вот что сообщил представитель Министерства внутренних дел Имантс Закис:
«Что касается нелегальной занятости, в плане предусмотрены отдельные мероприятия – произвести оценку правового регулирования по сокращению уровня нелегальной занятости. Это, конечно, не исключает, что подведомственные учреждения с соответствующей компетенцией будут проводить контрольные мероприятия на местах, где заняты иностранцы. Мы постоянно проводим такие мероприятия. В план по сокращению теневой экономики входит и сокращение рынка нелегальной аудиовизуальной продукции. И хотя эти мероприятия указаны как ограниченные по времени, мы эту деятельность проводим уже многие годы».
По данным Службы госдоходов, которые озвучила генеральный директор Иева Яунземе, в стране перевыполняется план по сбору налогов. В прошлом году из намеченных 9,6 миллиарда евро собрали на 4 процента больше – более 10 миллиардов евро. В этом году в первом квартале план в 2,3 миллиарда евро перевыполнен на 14,5% - собрано 2,7 миллиарда евро. Практически до минимума удалось свести неуплату по отдельным видам налогам – с 12% до 5,6% по акцизному налогу и с 29% до 5% по налогу на добавленную стоимость. Это дает надежды на хорошие показатели по теневой экономике в этом и следующем годах.
Как писал Rus.LSM.lv, Служба госдоходов анонсировала ужесточение борьбы с налоговыми уклонистами в конце прошлого года.
Как сообщал Rus.LSM.lv, экономисты Банка Латвии пришли к выводу, что две трети работников малых фирм получают неофициальные доплаты и что 70% получателей «минималки» имеют еще «зарплаты в конвертах». Центробанк разработал программу для их выявления, чтобы дать Службе госдоходов инструмент для более эффективного поиска неплательщиков налогов.
По данным Индекса теневой экономики в странах Балтии, удельный вес «серой зоны» в 2020-м в Латвии заметно вырос, превысив четверть ВВП. Очень большую часть «тени» в Латвии составляет именно неофициально выплачиваемая зарплата.