ТЧК

Спецэфир. Украина. Восьмой день войны

ТЧК

Война в Украине. Спецэфир

Спецэфир. Украина. Девятый день войны

Слушайте, задавайте вопросы, в чем-то соглашайтесь — специалист о коммуникации с «зомбированными» российским ТВ людьми

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Ни для кого не секрет, что очень многие жители Латвии долгое время потребляли информацию из российских провластных телеканалов. И после начала войны в Украине с ними стало трудно разговаривать даже их близким: в ответ они повторяют фразы, которые звучали на пропагандистских каналах многие годы. Каких приемов придерживаться, говоря с такими людьми, рассказала в спецэфире Rus.LSM.lv о ситуации в Украине специалист по кризисной коммуникации Ольга Казак.

С точки зрения стратегической коммуникации, главный вопрос, которые нужно себе задать, прежде чем начать любой разговор — зачем, с какой целью? Если хотим переубедить — тут еще вопрос, насколько это возможно.

Если у человека уже есть некая позиция — он естественным образом ее придерживается всеми силами. Он очень неохотно ее меняет. Он будет искать факты, псевдофакты и намеки на них — что угодно, чтобы просто держаться этой позиции и агрессивно отметать всё то, что противоречит этой позиции.

Думаю, с этим сталкиваются все молодые поколения, которые пытаются убедить своих родителей. Поэтому я бы сказала — это довольно неблагодарная задача, попытаться переубедить эту аудиторию.

С другой стороны, если мы хотим как-то понять друг друга (все-таки мы семья!), важно умение слушать — взаимное. И надо понимать, что эти люди, скорее всего, тоже хотят переубедить нас — потому что они же о нас заботятся! Она так говорят не со зла. Они верят, что они правы (так же как мы верим по себя) и хотят нас переубедить. И, наверное, здесь следующий шаг — то, насколько мы умеем подходить к процессу слушания, потому что очень часто мы молчим, пока человек говорит, не потому, что слушаем его — а потому, что мы ждем, когда он возьмет паузу, чтобы мы тоже могли выпалить свои аргументы!

Активное слушание, нацеленное на диалог, предполагает, что мы все-таки пытаемся прочесть между строк мотивацию этих людей. И нередко это вовсе не история про конкретную страну или ситуацию, а это — то, что помогает человеку оправдать его нелегкую жизнь. И это ему дает ответы.

Если мы с этой стороны на это посмотрим, может быть, мы чуть иначе начнем это воспринимать: если мы его убедим — может быть, мы в принципе разобьем его иллюзии, какие-то оставшиеся у его «спасательные круги, за которые он держится в своем сознании. Так что этот вопрос еще раз нас возвращает к моменту, зачем (спорим) и чего мы хотим добиться».

По словам Ольги Казак, для себя лично она придерживается принципа «не впускать войну в нашу мирную семью».

«Я перевожу тему с глобальных вопросов на бытовые, и мне кажется, я понимаю, почему людям так проще. Лучше жить с близкими в мире и понимании по другим вопросам, объединяющим нас как семью. (..) Культура ведения дискуссии на уровне семьи в нашем обществе развита не очень хорошо! Мы склонны переходить на личности, а это та спичка, что зажигается очень легко».

Помимо активного слушания и задавания наводящих и уточняющих вопросов, есть и такой прием, как с чем-нибудь согласиться, говорит Казак. И если находятся точки, в которых собеседники проявляют согласие, дальше шаг за шагом они могут обнаружить, что, возможно, глобально они желают одного — но по-разному видят, как к этому результату можно прийти. И возможно, оба собеседника обнаружат, что информационная война — такое явление, когда противоборствующие стороны прибегают к манипуляциям:

«Ведь и там,и  там могут найтись люди, которые не говорят всей правды! Это одно из умозаключений, к которым мы можем прийти».       

Подробнее — в видеозаписи спецэфира Rus.LSM.lv об Украине 4 марта (см. с 1:40:05).

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное