Сложное наследие: что делать с советскими военными и индустриальными объектами

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В Латвии и остальных странах Балтии до сих пор остается множество военно-индустриальных объектов советских времен – зачастую они заброшены и полуразрушены, однако в отдельных случаях им можно было бы найти новое применение. Об этом шла речь на дискуссии, посвященной наследию Холодной войны в странах Балтии и за их пределами, рассказывает передача «Домская площадь» на Латвийском Радио 4.

Сложное наследие: что делать с советскими военными и индустриальными объектами
00:00 / 05:47
Скачать

Советский Союз оставил заметный отпечаток на странах Балтии — не только идеологический, но и материальный: заброшенные спецобъекты, индустриальные здания советских времен сегодня легко можно найти в Латвии, Литве и Эстонии. Им и была посвящена дискуссия, организованная Латвийским центром современного искусства.

О том, почему эта тема актуальна, говорит представитель центра Иева Астаховска: «Иногда это называют диссонирующим наследием, или тем наследием, которое мы бы предпочли не обсуждать или игнорировать его. Оно уже подвержено эрозии – это заброшенные, полуразрушенные или разрушенные военно-индустриальные строения, какие-то проблемные или необычные объекты. Например, локатор в Ирбене, с которым очень интересно работают не только ученые, но и артисты, или Игналинская АЭС в Литве.

Это осколки советской эпохи, с которыми мы не до конца знаем, что делать. Возможно, мы бы предпочли о них не думать вовсе, но их присутствие настолько заметно, что мы не можем их не замечать.

И в этой дискуссии мы говорим о том, что советское военно-индустриальное наследие нужно рассматривать не как что-то нежелательное, но как то, что можно было бы преобразовать, изменить и использовать по-новому — чтобы посмотреть на это не только как на нежелательные остатки оккупационной власти».

По мнению литовского историка Линары Довидайтите, полезно понять, в чем цель сохранения подобных объектов: «Вероятно, попытки что-то сохранить и дать ему новую жизнь - это более экологичный путь, но вопрос остается тем же: в цем цель сохранения такого диссонирующего наследия?»

«Пожалуй, я бы предпочла об этом думать как о способе архивации прошлого. Вряд ли это стоило бы рассматривать как какое-то высокое [...] культурное наследие, скорее как важный материальный элемент прошлого, заархивированный для будущих поколений с возможностью самого разного применения. […] Это вызов, и поиски способов сохранения этого наследия могут привести к интересным и неожиданным коллаборациям, которые оказаться быть более креативными и вдохновляющими, чем традиционная консервация исторических объектов в их первозданном и как будто нетронутом виде», — поделилась своими соображениями профессор социологии из Литвы Эгле Риндзевичиуте.

В свою очередь антрополог из Эстонии Кати Линдстрём отметила, что с огромными заброшенными площадями советских объектов нужно что-то делать, хотя отношение к ним у разных групп общества — разное.

«Для некоторых эстонцев сама идея сохранения таких объектов кажется крайне возмутительной. При этом не делать ничего — просто опасно. Для русскоговорящей части населения Эстонии это история крушения. Очень больно смотреть на инфраструктуру, которая была абсолютно пригодна для жизни, и часто мы говорим не о каких-то спецобъектах вроде локаторов, но, к примеру, о военных городках. В них вполне можно было бы жить, но они были заброшены. Русскоговорящим эстонцам тяжело на это смотреть, и они были бы рады, если бы на этих объектах происходило хотя бы что-то. Речь даже не идет о какой-то реставрации, а просто о возвращении жизни в эти места. Так что это обоюдоострая проблема, ее нужно как-то решать. […]

Функциональное сохранение этого наследия могло бы примирить эти две группы жителей. Они могли бы соотносить себя с этими местами через собственный и коллективный опыт, и в этом была бы цель - рассказать о Холодной войне через единение, а не размежевание», — считает специалист.

Полную запись дискуссии о наследии Холодной войны в странах Балтии можно найти на официальной фейсбук-странице Латвийского центра современного искусства.

Как уже писал Rus.LSM.lv, в восстановление и развитие Ирбенского телескопа в последнее десятилетие вложено около 20 млн евро, но у Минобразования в этом году не нашлось еще 300 тысяч на первоочередные работы, связанные с обслуживанием объекта. Радиотелескопу, одному из лучших в мире, грозило закрытие, потому что средства на него не выделяли последние три года.  В ближайшие годы Вентспилсская высшая школа получит на это более миллиона евро из бюджета Министерства обороны.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное