«Я не сторонник жёстких мер. Но я думаю, что после того, как мы закончим все выплаты пособий, присутствие Службы госдоходов будет намного более заметным. [...] Могу гарантировать, что
когда это закончится, мы будем куда лучше видны»
, — пообещала Иева Яунземе.
По ее словам, главная проблема с неуплатой налогов в том, что латвийцы к ней относятся слишком толерантно. Вероятно, не думая о том, что не выплаченный соцналог — это недополученная в будущем пенсия или какие-то социальные пособия. При этом когда Служба госдоходов не приходит к такому неплательщику, это как бы служит оправданием нечестной практики. «А когда Служба госдоходов все-таки приходит, тогда она плохая, потому что убивают маленький бизнес», — рассуждает И. Яунземе.
Она признает: да, штрафы за неуплату могут привести к банкротству, но до них же можно не доводить. Тем более, что обычно СГД сначала увещевает, пишет письма: у вас есть риск, у вас в городе [и в отрасли] такие-то зарплаты, а в вашей фирме они почему-то намного ниже. По наблюдениям главы ведомства, некоторые получатели таких писем на эти намеки реагируют нормально, некоторые отвечают «ничего вы не понимаете, зарплаты такие, какие есть».
«Каждому должно быть ясно: мы его видим, мы о нем знаем.
Я надеюсь, что нам не надо будет постучаться к каждому лично. […] И если вам кто-то жалуется, что к нему пришла Службы доходов, это не потому что нам так захотелось, а потому, что наш анализ показал, что эта фирма [вероятно] не платит», — добавила гость «Открытого вопроса».
Она также призвала неплательщиков не жаловаться публично, что налоги заплатить невозможно, так как практика показывает, что даже в самый разгар пандемии многие компании исправно выполняют свои обязательства перед бюджетом, и сейчас «сбор налогов идет очень хорошо».
Как сообщал Rus.LSM.lv, экономисты Банка Латвии пришли к выводу, что две трети работников малых фирм получают неофициальные доплаты и что 70% получателей «минималки» имеют еще «зарплаты в конвертах». Центробанк разработал программу для их выявления, чтобы дать Службе госдоходов инструмент для более эффективного поиска неплательщиков налогов.
По данным Индекса теневой экономики в странах Балтии, удельный вес «серой зоны» в 2020-м в Латвии заметно вырос, превысив четверть ВВП. Очень большую часть «тени» в Латвии составляет именно неофициально выплачиваемая зарплата.