Учитель из 85-й Рижской средней школы Богдан Бодж преподает биологию. Говорит, что уже в 12-м классе намеревался стать педагогом, но поначалу сомневался, что это действительно его признание. Поэтому он получил степень магистра по биологии, посмотрел на эту науку изнутри, а только затем стал участником проекта Mācītspēks.
Ксения Дровникова преподает в Рижской Государственной классической гимназии. Поскольку она окончила балетную школу, преподавать хореографию она начала еще в 16 лет. Но это была подработка – частные уроки и мастер-классы. «Это были быстрые, легкие и стабильные деньги. Я окончила театральный институт, работала в театре. А педагогика была хобби в детском частном учебном заведении», - говорит она.
Поступали предложения начать работать учителем – все чаще, больше и разнообразнее. В конечном итоге Ксения решилась узаконить, как она выразилась, отношения с педагогикой. И когда в социальных сетях всплыла реклама проекта Mācītspēks – она подала документы.
Инга Папарде совмещает две работы. За ее плечами – двадцатилетний опыт работы в журналистике и образование историка. «Когда началась пандемия, работая в одной сфере, поняла, что мне чего-то не хватает. Стала думать, чем бы таким интересным могла заняться. И поскольку по образованию я историк, подруга посоветовала: ты хорошо ладишь с детьми, иди преподавать. Так и случилось». В итоге, сейчас Инга преподает историю в Рижской Даугавгривской средней школе и параллельно работает журналистом.
Александр Воробьев, доктор педагогических наук, учитель математики частной средней школы Patnis, лектор Рижского технического университета является участником другой схожей программы – «Миссия выполнима». По его словам, после школы он хотел стать учителем, но сказывались стереотипы, а потому такой выбор профессии он считал не слишком целесообразным. Но благодаря проекту сбылась его юношеская мечта.
Будущим педагогам пришлось пройти через несколько этапов отбора, прежде чем начать обучение. Среди них – и интервью, и пробные уроки через Zoom. Затем последовали два года обучения, один из которых проходил в университете.
Программа Mācītspēks помогает выпускникам с трудоустройством. Ксения рассказала, что на момент выпуска уже работала в школе. А Инге предложили на выбор несколько учебных заведений. «Меня сперва спросили, хочу ли я работать в Риге или каком-то другом городе. Я выбрала Ригу, потому что у меня дети. И они искали, где нужен учитель истории. Предложили на выбор три школы – в центре, Даугавгриве и Юрмале», - рассказала Инга, добавив, что приняла решение остановить выбор на Даугавгриве.
Богдан Бодж же рассказал, что его однокурсница работала в школе и там была вакансия учителя биологии. Поэтому он сообщил Mācītspēks, что хотел бы работать там, и руководство проекта согласовало этот вопрос со школой.
С особым трепетом молодые учителя вспоминали свой первый день в школе. В работу приходилось погружаться сразу – без помощи менторов. И там же выяснялось, что теоретические знания – это одно, а практика – совершенно другое.
«Я думала, приду в школу, буду интересные вещи рассказывать, а дети будут слушать. Поняла, что так это не работает. Учителю нужно продумать весь урок, что в какой момент делать, что дети в это время будут делать, как понять, поняли ли они и изучили то, что им преподавалось», - пояснила Инга.
А в классе у Богдана сразу же подрались два мальчика. Их пришлось разнимать. И к такой ситуации он готов не был, признал педагог: «Незабываемый опыт. Смотришь, понимаешь, что нужно действовать. Но после этого дети меня стали уважать. (..) В школе с тобою часто происходят ситуации, к которым ты не готов».
Впрочем, отметил Богдан Бодж, курсы научили главному – следить за тем, что не получается, а потом анализировать, как это исправить. «К первому уроку ты никогда не будешь абсолютно готов – ни через две недели, ни два, ни четыре года. Никогда не будешь готов до конца», - сказал он.