Дело о строительном картеле — один из крупнейших скандалов последнего времени. Согласно материалам Совета по конкуренции, 10 крупнейших строительных компаний Латвии предположительно на протяжении нескольких лет согласовывали друг с другом действия и договаривались о распределении рынка и об условиях участия в закупках государственных и частных заказчиков по всей Латвии. В том числе в проектах с привлечением еврофондов. Из-за чего, как недавно написала Diena, Латвии может грозить внушительный штраф от Еврокомисси. Больше, чем предполагалось ранее. Эту новость подхватил ряд других СМИ.
ЦИТАТА
«Если решение Совета по конкуренции останется в силе, то Латвия должна будет вернуть Еврокомиссии примерно 600 млн евро. Также в качестве штрафа может быть применено снижение финансирования на 60% в следующем бюджетном периоде». (Diena.lv 13.12.2022)
Сам факт того, что в Латвии действовал такой картель, юридически пока не доказан. 8 из 10 предположительных участников сговора оспорили решение Совета по конкуренции. Следующее заседание суда намечено на январь. Если суд признает существование картеля — финансовые последствия будут. Но — куда меньшие, говорят в Центральном агентстве финансов и договоров. Именно оно отвечает за деньги еврофондов в Латвии.
«Уже сейчас мы приостановили выплаты европейских средств в активных проектах и уже сообщили Еврокомиссии размер этой суммы. Поэтому
нельзя говорить, что Латвии еще что-то придётся выплачивать. Эта сумма, которая уже истрачена, и мы её не вернём в госбюджет. Это 18 млн 900 тысяч евро. И эта сумма никак не изменилась»,
— сказала заместитель директора CFLA Гундега Шулца.
Иными словами, государственные и муниципальные стройки, которые частично происходили за счет европейских фондов, придётся достраивать за свой счет. Европа ничего не оплатит. В ту же сумму — почти 19 млн — входит и коррекция в уже построенных объектах. То есть уже полученные от Европы средства будут взысканы, говорит Шулца.
«На наш взгляд, нет совершенно никакого основания говорить о 600 млн евро убытков. Эта сумма могла появиться, только если сложить вместе стоимость всех закупок, которые были сделаны в рамках так называемого картеля. Их всего примерно 70. Но из них лишь 25 проводились с использованием европейских фондов».
О том, что использовалась именно такая, по мнению агентства, неверная логика подсчета убытков, в разговоре с Rus.LSM.lv упомянул и журналист Diena.
В агентстве говорят, что единственная возможность, при которой убытки для Латвии могут превысить уже названные почти 19 млн евро — это если будет доказано, что заказчик строительства был в сговоре с участниками картеля. Но дело, в рамках которого это можно было установить, развалилась из-за недостатка доказательств. Его вело Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией.
Еще один важный вопрос — не рискует ли Латвия лишиться части европейского финансирования в будущем? Такая возможность также допускалась в СМИ. По словам экономиста SEB banka Дайниса Гашпуйтиса, сейчас объём еврофондов в экономике Латвии составляет около 700 млн евро в год. Риска их потерять он не усматривает:
«Думаю, что дополнительные процедуры по надзору могут быть, и могут быть штрафы для отдельных предпринимателей. Я не думаю, что это затронет все европоступления. Потому что в целом во многих странах есть похожие ситуации. Например, та же Чехия, насчет бывшего премьера. Такие скандалы бывают».
В Центральном агентстве финансов и договоров добавляют, что о санкциях вроде лишения страны части еврофондов можно говорить, например, в ситуациях, если выяснится, что страна отказывается расследовать случаи нарушений с деньгами из еврофондов. Но случай с Латвией говорит о прямо противоположном.