«Меня эта новость даже несколько порадовала. Я понимаю, какие риски скрываются за этим зловещим решением. [...] Но в то же время мне кажется, что это акт отчаяния со стороны человека, у которого в запасе осталось очень мало вариантов», — прокомментировал Джеймс Никси объявленную президентом РФ Владимиром Путиным «частичную мобилизацию».
По его словам, даже если заявленное Кремлем число удастся набрать, уже имеющиеся проблемы со снабжением и обучением в армии РФ таковы, что вряд ли их удастся превратить в силу, способную изменить ситуацию на поле боя в войне в Украине.
«Линии снабжения [армии] России слабые: сейчас есть проблемы со всем, что касается пропитания, перевооружения и оснащения войск. Поэтому я не думаю, что 300 000 не обученных, не умеющих воевать человек принесут Путину победу», — сказал британский специалист.
Но на более жесткие шаги Кремль пойти не готов, чтобы не усилить антипутинские настроения в российском обществе.
«Для меня совершенно очевидно, что у Путина не хватает духа для полной мобилизации. Он считает, что это угрожает стабильности его режима.
Поэтому он и заявил о призыве людей из запаса с какой-то военной подготовкой, чтобы у населения было меньше оснований возражать или протестовать против этого решения», — пояснил он.
Но и на переговоры президент РФ пока не готов. Впрочем, добавил представитель Chatham House, к ним сейчас не готов никто. По его словам, если бы переговоры начались сейчас, они были бы очень непопулярны в украинском обществе, которое считает, что Украина движется к победе и должна добиваться максимума. К мирным переговорам пока не склонна и Москва. На Западе тоже пока никто из видных политиков не будет выступать за скорейший переход к дипломатии в нынешних условиях, когда ВСУ перехватили инициативу.
«Это, на мой взгляд, объясняется ошибками прошлого, когда Запад просил мира слишком рано, что привело к соглашениям, которые были фактически продиктованы Москвой. […]
Европейские политики на своих ошибках смогли научиться тому, что некоторые линии пересекать нельзя. Да и в более широком смысле: они не хотят выглядеть двуличными и хотят оказаться на верной стороне.
Поэтому, несмотря на приближающуюся долгую и суровую зиму, думаю, они радуются тому, что выигрывают энергетическую войну: что у них достаточно резервов, чтобы пережить надвигающуюся суровую зиму. Поэтому Запад пока не будет принуждать Украину садиться за стол переговоров — даже если бы в частном порядке они хотели прекращения войны и устранения риска эскалации. Я думаю, что они осознают, что их варианты реагирования также ограничены, как ограничены варианты и у Зеленского, и у Путина», — описал настроения среди европейских политиков Д. Никси.
Но все же странам Запада придется учитывать, что упомянутые 300 000 людей в какой-то момент появится на поле боя, и что Путин будет стараться изо всех сил давить на Запад, который президент РФ считает одной из сторон нынешнего конфликта. Однако, более масштабных шагов боится сам хозяин Кремля, считает аналитик.
«Он сам заявляет, что в Украине он воюет с Западом. И я думаю, что так оно и есть. На земле он терпит поражение от украинских солдат, а в энергетической войне, которую он затеял и теперь тоже проигрывает, — от западных политиков.
Для меня совершенно очевидно, что у Путина не хватает духа для полной мобилизации. Он считает, что это угрожает стабильности его режима. Поэтому он и заявил о призыве людей из запаса с какой-то военной подготовкой, чтобы у населения было меньше оснований возражать или протестовать против этого решения», — подчеркнул собеседник Латвийского радио 4.
Впрочем, вполне вероятно, что нынешние действия властей все равно приведут к появлению новых очагов напряжения в российском обществе.
«Если история нас чему-то и учит, то действия российской власти в прошлом (можно вспомнить Пражскую весну или события 2014 года) приводили к появлению несогласных. Действия властей приводили к появлению диссидентства, эмиграции по политическим причинам. Так что
нет оснований полагать, что это не произойдет и сейчас, но в гораздо большем масштабе, чем когда-либо прежде.
Тот факт, что мы не видим появления трещин в фасаде режиме, не означает, что их там нет. [...] Режим Путина выглядит устойчивым и абсолютным, но надо иметь в виду, что так будет до тех пор, пока всё внезапно не кончится. Есть известная фраза: «Не верь ничему, что говорит Кремль до того момента, пока он не начал это опровергать». Так же и здесь», — заключил Джеймс Никси.
Как сообщал Rus.LSM.lv, 21 сентября Путин объявил частичную мобилизацию, которую в РФ уже прозвали «могилизацией». Во многих регионах РФ начались протесты против нее, в том числе с перекрытием дорог, стрельбой и др.