Андрей Валтерс, член правления ассоциации по сделкам с недвижимостью LANĪDA, председатель правления компании Langes pils, пояснил:
«В сегменте коммерческой недвижимости — рекордные площади офисных помещений, более 100 тыс. кв.м, в ближайший год планируется сдать в эксплуатацию. Некоторые проекты все-таки притормаживаются: пока нет понимания, будут ли заполнены все будущие арендуемые площади».
После пандемии очень многие предприятия сокращают занимаемые ими площади, практикуют гибридные формы работы (онлайн/оффлайн), поэтому здесь, по оценке Валтерса, развитие проектов может задерживаться. В передаче прозвучало, что вряд ли мы станем свидетелями повторения ситуаций кризиса 2008-09 годов, когда стройки замирали на стадии возведения наружных стен зданий: все-таки уже начатые объекты достраиваются. Даже символ предыдущего кризиса, проект Panorāma Plaza в рижском Задвинье, сейчас достраивается — возводят уже четвертую высотку из четырех, запланированных еще тогда.
С инфраструктурными проектами немного сложнее. В начале года звучали многочисленные сообщения, что стоимость строительства таких объектов выросла в разы. В их стоимости большую роль играет удорожание топлива, энергии как таковой, удорожания материалов, говорит Нормунд Гринбергс, президент Латвийской ассоциации строителей:
«Летом, как известно, приостанавливались некоторые крупные проекты — пока не решили, откуда, за счет чего покрыть разницу — хорошо, что нашли и договорились, как это покрыть.
В инфраструктурных строительных проектах довольно большая часть финансирования — из еврофондов. И как известно, предыдущий планировочный этап закончился, а новый еще не начался. И так же, как в 2015 году, я вижу те же самые тенденции: что отрасль очень резко, как в 2015-м, ужалась.
Тогда тоже говорили насчет того, что надо быстрее все это открывать, потому что падают объемы. Но тогда были другие приоритеты. Сейчас происходит то же самое. Отрасль очень ждет! И на сегодняшний день уже должны были быть ясны планы, как будут распределяться деньги из структурных фондов ЕС, кому на что их направят — но конкретных планов нет. Хотя общие объемы сейчас падают. Ну вот к кому обратиться, у кого есть эти рычаги, кто мог бы это падение приостановить и не допускать, чтобы оно было таким глубоким?..»
На вопрос Латвийского радио 4, возможно ли, что для каких-то инфраструктурных проектов реален риск остаться недостроенными, Гринбергс пояснил, что он не возьмется назвать конкретные проекты и что вряд ли какие-то их них совсем не будут доведены до конца, но речь об отставании от намеченных сроков:
«Процессы строительства будут дольше, вопрос — в какие сроки их доведут до конца».
Роман Голубев, редактор журнала о недвижимости «Квадратный метр» и портала Variant.lv, указал на угрозу для рынка труда:
«В пандемию мне рассказывали истории, как из Лиепаи чуть ли не целыми паромами увозили строителей в Скандинавию — Норвегию, Швецию. Вот это
будет плохо, что мы опять потеряем кадры. Потому что все эти годы, что я пишу о недвижимости, я вижу эти циклы: то строители очень нужны, мы их обеспечили работой, они трудятся, то — бабах! — что-то произошло, и люди опять уезжают. А это уезжают опять же налоги, потребление и так далее».
Гринбергс подтвердил, что и Ассоциация строителей наблюдает такие циклы и давно говорит, что государству нужно планировать развитие отрасли хотя бы на пять лет вперед, а сейчас это — максимум год:
«И из-за этого все время это движение вверх-вниз. Мы два года назад говорили, что настолько много объектов и денег — и кто будет это всё строить? Пандемия, может быть, помогла в том, что нам хватало всего, и мы с этим кризисом справились. Но война и все остальные факторы у нас сейчас вызвали спад — а новые объемы, в том числе за счет тех же структурных фондов ЕС, тормозятся».