Российский миллиардер Петр Авен, чьи условия получения латвийского гражданства когда-то оценивались KNAB, попал под санкции Евросоюза после вторжения России в Украину. В санкционном списке Авен назван одним из самых близких к Путину олигархов, активно оказывавших финансовую поддержку российским лицам, ответственным за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины.
Сразу после начала войны в Латвии начались политические дискуссии о том, следует ли лишать Авена гражданства. На тот момент министр внутренних дел Мария Голубева призвала обсудить, можно ли в Латвии, как и в других странах, лишать гражданства людей, сотрудничавших с военными преступниками. Здесь должно быть задействовано Министерство юстиции, высказала мнение Голубева.
Поправки к Закону о гражданстве предусматривают, что оно
может быть отнято у тех, кто «оказывает значительную финансовую, материальную, пропагандистскую, технологическую или иную поддержку странам или лицам, совершившим деяния, в том числе геноцид, преступления против мира, преступления против человечности, военные преступления, которые подрывает или угрожает территориальной целостности, суверенитету и независимости демократических государств или конституционного строя».
Гражданство может быть аннулировано только в том случае, если человек одновременно является гражданином другой страны. С другой стороны, информацию о том, совершало ли лицо какие-либо из указанных действий, предоставляют органы госбезопасности.
В начале сентября правительство также приняло технические поправки к правилам, регулирующим процедуру лишения латвийского гражданства. Они предусматривают, что при получении информации от органов безопасности о поддержке военных преступлений, совершенных гражданином, Управление по делам гражданства и миграции (PMLP) проверяет, является ли лицо гражданином другой страны. Управление подтвердило журналистам, что пока не получало подобной информации ни об одном человеке от органов госбезопасности.
В мае министр юстиции Янис Борданс обратился к министру внутренних дел Кристапсу Эклонсу с призывом не затягивать с лишением Авена гражданства. В распоряжении De facto есть ответ МВД, в котором в основном цитируются различные нормативные акты и указывается, что решение должно основываться на информации, предоставленной соответствующими органами.
Тот факт, что Авен по-прежнему является гражданином, не удовлетворяет Борданса: «Со стороны спецслужб либо молчание, либо признаки того, что они не видят возможности или необходимости. Ответа от PMLP также нет. На данный момент я по-прежнему считаю, что вопрос о лицах, представляющих потенциальную угрозу безопасности страны, нуждается в решении. Возможно, вы слышали мое отношение к тому, насколько эффективно иногда работают органы безопасности. (…)
Я считаю, что они работают, но мы расходимся во мнениях по некоторым вопросам. Я думаю, что и в этом случае по поводу господина Авена у нас разные точки зрения».
Служба госбезопасности заявила De facto, что воздержится от комментариев по поводу проверок, но подтвердила, что пока не предоставила PMLP информацию о лицах с двойным гражданством, относительно которых были бы основания для лишения латвийского гражданства.
Также с 24 февраля по рекомендации МВД министр внутренних дел включил 104 иностранца в так называемый черный список, или список иностранцев, которым запрещен въезд в Латвийскую Республику. «Можем указать, что в связи с выявленными рисками в черный список включены двое лиц, имеющих отношение к Петру Авену», — говорится в ответе передаче.
В свою очередь, Бюро по защите Сатверсме (SAB) также не раскрывает информацию о проводимых им конкретных проверках, но подчеркивает: «Для инициирования процесса лишения лица гражданства необходимы юридически проверяемые факты о деяниях, упомянутых в законе. Получение, обработка и оценка соответствующих фактов — трудоемкий процесс, требующий связи с компетентными органами других стран».
Министр внутренних дел Эклонс считает, что необходимо смотреть на картину в целом и не зацикливаться только на одной личности, ведь в целом органы госбезопасности сделали очень многое: «Я не хочу вмешиваться в компетенцию профессиональных служб. Если им на это нужно полгода, пусть изучают полгода.
Совершенно понятно, что вопрос очень чувствительный, речь идет о достаточно высокопоставленных лицах, в какой-то степени о судьбах людей.
И поэтому я заинтересован только в том, чтобы расследование, процесс выяснения проходил как можно тщательнее и чтобы выводы были бесспорными и конкретными».
Авен, который в настоящее время живет в Великобритании, известен своей склонностью к судебным разбирательствам. Он оспорил свое включение в европейский санкционный список. Среди доводов миллиардера, например, такие: Совет Евросоюза не доказал ни того, что Авен является крупным бизнесменом, ни того, что он влиятелен, ни того, что он работает в отраслях экономики, которые являются весомым источником дохода для правительства Российской Федерации.
Журналисты через Игоря Баса, руководителя его благотворительного фонда «Поколение», отправили вопросы Авену. Фонд, в задачи которого входит «поддержка культурных инициатив, способствующих добрососедству и взаимопониманию между Российской Федерацией и Латвийской Республикой», в апреле был лишен статуса общественной организации, но не ликвидирован. На вопросы о возможной утрате латвийского гражданства передача так и не получила ответов от самого Авена.
«К сожалению, г-н Авен в данный момент не может оперативно ответить на ваши вопросы, потому что он находится в США со своей семьей , — написал Басс. — Могу лишь повторить вам то, что уже публично высказал г-н Авен, осудив войну России против Украины и потребовав немедленного прекращения насилия, — это есть и, к сожалению, еще долго будет острой трагедией как для народов, так и для всего мира. (…)
Лично мне он несколько раз говорил: замораживание средств на данный момент не помогает ни украинцам, ни Латвии, ни Европе - никому!
Господин Авен и его партнеры открыты для сотрудничества и очень хотели бы помогать Украине больше и оперативнее, как только им будет предоставлена эта возможность».
Опасения Авена по поводу возможной потери латвийского гражданства публично высказывались и ранее. Весной российский журналист Алексей Венедиктов задал послу Латвии в РФ Марису Риекстиньшу вопрос, полученный от миллиардера: «Кому будет лучше в Латвии, если таких, как Авен, под различными предлогами лишают гражданства?». Риекстиньш ответил, что нигде не сказано, что у Авена кто-то отнимет гражданство, но если такая процедура начнется, то решение будет принимать руководство, где работают очень опытные и компетентные люди.