Политолог, профессор университета им. Страдиня и экс-спикер Сейма Илга Крейтусе припомнила речь президента Левитса на первом заседании 14-го Сейма, где он весьма критически высказался о ситуации в Латвии. «Но потом мы не услышали конкретной критики ни одного министра. У нас только [экс-министра здравоохранения Илзе] Винькеле потащили в суд. И никакой критики, оценки того, что было сделано за четыре года, не сделано. Зато сейчас новое правительство обещает трансформацию экономики. А что до этого было сделано? Президент принял, партии согласились. Но сейчас мы даже до Литвы уже не дотягиваемся!», - заявила Крейтусе.
Она отметила, летом следующего года состоятся выборы президента. И для переизбрания Левитсу нужно заручиться поддержкой 51 депутата. И где ему взять эти голоса – вопрос остается открытым.
С президентскими выборами активизацию Эгила Левитса в публичном пространстве связывает и профессор факультета социальных наук Латвийского университета, политолог Юрис Розенвалдс, по словам которого, Левитса «можно увидеть в новостях при каждом удобном случае».
«Он полностью осознал, что дело швах! Потому что, если мы посмотрим на «Объединенный список», они еще во время предвыборной кампании говорили, что не поддержат Левитса. И у него в этом плане объективно большие проблемы, что он и осознает. Но и скажем прямо: он не был сильным президентом», - считает Розенвалдс.
Комментируя речь президента в парламенте, профессор Розенвалдс признал, что ему очень хочется спросить: «Господин Левитс, а где вы были эти четыре года? Почему не использовали данные вам Сатверсме полномочия, не собирали чрезвычайные заседания правительства по повестке, которую вы имеете право составить? Но он же этого не делал. Зато вмешивался в процесс создания правительственной декларации, взяв на себя функции, которые на него никто не возлагал».
Илга Крейтусе отметила, что, сделав это, Левитс стал «очередным президентом, который пытался интерпретировать конституцию». «Если не запрещено – можно. Сперва был Раймонд Вейонис, который назначал кандидатов в премьеры, а потом отзывал их, пока не дошел до итога, что премьером был назван Кариньш. Нынешний президент пошел дальше – он создал модель, когда президент будет оценивать, можно ли назвать человека кандидатом в премьеры. Что мы получили в итоге? У нас нет бюджета на следующий год – мы будем жить по техническому бюджету. Создавать его было некому и некогда. Я даже не поняла, на какой стадии и кем считался Кариньш, пока не был официально выдвинут в кандидаты в премьеры, но вел переговоры с другими партиями», - признала Крейтусе.
По ее словам, все перечисленное выше надолго задержало процедуру создания правительства. «Итог – мы живем по техническому бюджету. Ответственность за это должны нести Левитс и Кариньш, разыгравшие эту пантомиму на двух игроков», - считает Крейтусе.
Ранее политолог Ивета Кажока в эфире программы «ТЧК» на Rus.LSM.lv тоже упомянула, что выборы президента могут стать одним из главных испытаний для нового правительства Кришьяниса Кариньша.
Как уже сообщал Rus.LSM.lv, 14 декабря Сейм утвердил новое правительство во главе с премьером Кришьянисом Кариньшем.
Выборы в Сейм прошли 1 октября, а первое заседание парламента состоялось 1 ноября. Политическим силам, представленным в коалиции, понадобилось два с половиной месяца после выборов, чтобы сформировать правительство.
Коалиция будет иметь незначительное большинство в 14-м Сейме — 54 голоса из 100. Её сформировали «Новое Единство» с 26 депутатами в Сейме, «Объединенный список» с 15 депутатами и Национальное объединение с 13. В оппозиции будут работать Союз зеленых и крестьян (СЗК), «Стабильности!», «Прогрессивные» и «Латвия на первом месте».
Ранее Rus.LSM.lv проанализировал цели, которые ставит перед собой будущее правительство.