Предложения Кремля НАТО и Америке: заведомо невыполнимы

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Если Кремль серьезно настроен на переговоры и деэскалацию ситуации вокруг Украины, Запад мог бы начать обсуждение некоторых пунктов соглашений о гарантиях безопасности, предложенных Россией. Однако многие требования Москвы очевидно неприемлемы, и российское руководство прекрасно это знает.

Недавнее сосредоточение российских военных около границ Украины спровоцировало новый виток напряженности в отношениях России и Запада, после чего президент Путин потребовал от НАТО и США юридически обязательных гарантий безопасности для своей страны.

Российский МИД 17 декабря опубликовал на своем портале проекты договора с США и НАТО, в которых обозначены предложения по желаемым гарантиям. Однако суть этих документов и способ предания их гласности не предполагают серьезных переговоров, считает Стивен Пайфер, приглашенный научный сотрудник вашингтонского исследовательского института pookings, а ранее — высокопоставленный чиновник Госдепартамента США. В опубликованной на портале центра аналитической записке эксперт объясняет, почему, по его мнению, это так.

Россия-НАТО

То, что вряд ли приемлемо

В предложенном Москвой проекте «Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора» содержится отказ от расширения НАТО и присоединения Украины в будущем, а также обязательство не размещать войска и военную технику в странах блока, принятых после 1997 года.

Украина: В НАТО сейчас мало энтузиазма по поводу обозначения какого-то конкретного срока присоединения Украины к альянсу, что, несомненно, понимают Путин и другие российские официальные лица. Однако блок не откажется от своей давней политики «открытых дверей». Для этого потребуется консенсус участников альянса, и немногие союзники согласятся на такой диктат России, замечает Пайфер.

По его мнению,

компромисс по Украине мог бы быть таким: «“не сейчас” не значит “вообще никогда”».

Таким образом можно «спихнуть эту рогатую мину» дальше в будущее. Но этот вариант сработает, только если Москва действительно хочет разрядить обстановку.

Размещение войск в Восточной Европе: В мае 1997 года альянс взял на себя обязательство не размещать на постоянной основе значительные боевые подразделения в новых странах-членах и заявил, что у НАТО «нет намерения, нет плана и нет повода» размещать ядерное оружие на их территории. С 1997 по 2014 год такого размещения войск или военной техники в новых государствах-членах и не было.

«Ситуация изменилась после захвата Крыма Россией. В настоящее время НАТО развертывает на ротационной основе относительно небольшие многонациональные боевые подразделения в странах Балтии и Польше. Трудно представить, чтобы руководство НАТО согласилось вывести их без существенного изменения военной политики России. Однако [российский] проект договора не содержит никаких требований по передислокации российских войск [подальше от границ альянса]», — указывает эксперт.

То, что может быть принято к обсуждению

Активизация контактов: создание механизмов консультаций на двусторонней и многосторонней основе, включая Совет Россия-НАТО; взаимное информирование о военных учениях, маневрах и основных положениях военной доктрины; организация «горячих» телефонных линий для экстренных контактов.

Отказ от развертывания ракетных вооружений. В проекте договора есть пункт о запрете развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других участников соглашения.

В 1987 году между США и СССР был заключен договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (.pdf). Однако в 2017 году Россия нарушила договор, создав крылатую ракету средней дальности 9М729, пишет Пайфер. По его мнению, возможно, стоит вернуться к возобновлению этого договора — при условии, что Россия подтвердит его применимость к 9M729 и создаст условия для проверки выполнения соглашения.

Ограничение военной деятельности вблизи границ России. Предлагаемый в проекте договора запрет на любую военную деятельность НАТО в Восточной Европе, Украине, Закавказье и странах Центральной Азии является чрезмерным, но некоторые меры по ограничению военных учений и военных действий на взаимной основе могут быть возможны, считает Пайфер.

Россия-США

То, что вряд ли приемлемо

Предложенный Москвой проект «Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности» включает в себя отказ от расширения НАТО в восточном направлении, от размещения вооружений и войск и военной деятельности вблизи границ России, от размещения ракет средней дальности, а также устанавливает ограничения на полеты тяжелых бомбардировщиков и перемещения боевых кораблей.

Расширение НАТО. Вашингтон не согласится закрыть «открытую дверь» в альянс для бывших советских республик. Даже если бы руководство США и пошло на это, ему бы не удалось убедить все 29 союзников по НАТО согласиться на такое изменение политики.

Военная деятельность. Скорее всего,

Вашингтон не согласится с требованием о том, чтобы обе стороны воздерживались от военных действий, которые могут быть восприняты другой стороной как угроза ее национальной безопасности.

«У Москвы очень широкое определение того, что, по мнению российского руководства, может подорвать безопасность России», — объясняет Пайфер.

Самолеты и корабли. Положение, ограничивающее способность тяжелых бомбардировщиков и боевых кораблей действовать «вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой Стороны» не найдет поклонников не только в Вашингтоне, но и в вооруженных силах самой России.

Ракеты средней дальности. Вряд ли Вашингтон проявит интерес к этому положению, которое фактически ликвидировало бы американские ракеты в Европе, но оставило бы России возможность развертывать такие ракеты против стран НАТО.

То, что может быть принято к обсуждению

Запрет на размещение ракет на территории Украины. Путин и ранее выражал обеспокоенность по поводу возможного развертывания там американских ракет — способных поразить Москву за считанные минуты. Это вопрос можно было бы обсудить — и нет никаких свидетельств того, что Вашингтон когда-либо рассматривал план такого развертывания.

Запрет на размещение ядерного оружия вне своей территории. Это может обсуждаться, но на другом форуме. Представители администрации Байдена надеются начать переговоры с Москвой по всем ядерным вооружениям США и России. Там можно обсудить и этот вопрос.

Приемлемость требования о размещении всего американского ядерного оружия исключительно на территории США будет зависеть от исхода консультаций с союзниками и достижения согласия с ними.

Готовы к диалогу

Североатлантический совет (главный политический руководящий орган НАТО) заявил, что альянс «готов к содержательному диалогу с Россией». Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан высказался в том же духе: «Мы ведем диалог с Россией по вопросам европейской безопасности в течение последних 20 лет… Иногда это приводило к прогрессу, а иногда заводило в тупик. Но мы принципиально готовы к диалогу».

«Неприемлемые положения двух проектов соглашений, их стремительная публикация российским правительством и категорические термины, используемые российскими официальными лицами для описания требований Москвы, вызывают опасения в том, что Кремль, возможно, хочет, чтобы эти предложения были отвергнуты. Если же эти проекты являются “начальным предложением” и Кремль действительно стремится к серьезному обмену мнениями, в котором учитываются интересы безопасности других сторон, некоторые пункты могут стать основой для обсуждения и переговоров.

Важен и формат. Вашингтон и Москва могут обсуждать проекты соглашений, но в переговорах должны участвовать все стороны, которых это касается, включая Украину.

США и Россия не могут заключить сделку “через головы” европейцев и украинцев.

Обсуждение этих вопросов и переговоры будут долгими и трудными. Так работает дипломатия. Однако для того, чтобы начать идти по этому пути, потребуются совершенно иные сигналы, чем те, которые Запад и Украина получали из Москвы в течение последних нескольких недель», — резюмирует Стивен Пайфер.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное