Правительство сказало торфу в отоплении «нет» — и удостоилось критики

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Кабинет министров поддержал план, который предусматривает до 2030 года отказаться от использования торфа для отопления. Это решение раскритиковали в Конфедерации работодателей — там считают, что применение такого возобновляемого ресурса в качестве топлива следовало бы сохранить хотя бы для периодов энергоценовых кризисов, сообщает Служба новостей Латвийского радио 4.

Правительство сказало торфу в отоплении «нет» — и удостоилось критики
00:00 / 05:22
Скачать

Министерство защиты среды и регионального развития (VATAM) является автором этого проекта. Оно поясняет, что отказ от использования торфа в отоплении является частью стратегической задачи Латвии достичь климатической нейтральности к 2050 году.

При добыче торфа и его использовании в виде топлива выделяется значительное количество парниковых газов. Кроме того, в Латвии более 26 тысяч гектаров торфяников — исторические места добычи торфа, которые теперь нуждаются в рекультивации. И главный аргумент VARAM: если отказаться от торфа, который используется в качестве топлива, то на эту программу из европейских фондов будут получены средства на сумму более 180 миллионов евро.

Инесе Олафсоне, представитель Конфедерации работодателей Латвии возражает против разработанного плана. По ее словам, Латвии нужно сохранить себе возможность использовать торф в виде топлива хотя бы в кризисное время:

«Мы возражаем против этого плана, не можем с ним согласиться, если в него не будет внесена оговорка, что в период энергетических кризисов и после 2030 года можно будет использовать торф. Сейчас понятно, что его использование будет в очень малом размере, поэтому, думаю, у Еврокомиссии не должно быть никаких возражений, чтобы, если правительство решит, в период кризиса мы могли бы использовать торф для отопления и после 2030 года».

С этим аргументом министр защиты среды и регионального развития Артур Том Плешс («Развитие/За!») согласен. Но он указал, что в отоплении сейчас используется незначительное количество торфа, так что, отрасль в целом не сильно пострадает:

«В Латвии в энергетике используется очень малая часть торфа — 0,5% от всего добытого объема торфа идет на отопление. По всей Латвии на данный момент только в трех самоуправлениях есть такие котельные, но в данном плане предусмотрена модернизация этих котельных, чтобы использовать в них биомассу, щепу, гранулы.

Кроме того, мы предлагаем со своей стороны дополнить план пунктом с просьбой разрешить использовать торф в энергетике в качестве временного топлива в период энергетического кризиса. Думаю, что в кризисной ситуации, какая она есть сейчас, каждое государство, в том числе и мы, думает, как использовать все возможности, которые у него есть».

Премьер-министр Кришьянис Кариньш на заседании правительства привел даже пример Latvijas finieris: это предприятие нашло возможность использовать щепу и кору, которые раньше шли на отопление, для создания продукта с более высокой добавленной стоимостью:

«Раньше с бревен первым делом снималась кора, и эту кору традиционно сжигали как топливо. На Latvijas finieris поняли, что эта сжигаемая кора представляет собой хорошее и дешевое сырье. Они разработали технологический процесс по извлечению из коры бетулина — который продается по несколько сотен евро за килограмм. С точки зрения добавленной стоимости это гораздо выгоднее, чем использовать кору для топлива.

Думаю, что в торфяной отрасли также понимают, что использование 99,5% торфа для удобрений — выгоднее, чем использовать его для отопления. Думаю, в интересах всей отрасли — по возможности больше зарабатывать».

А вот представитель Ассоциации торфа Латвии Даце Озола уверена в обратном: добычу торфа для отопления нельзя сокращать — ни сейчас, ни после 2030 года:

«Есть две вещи, которым нас научила война в Украине: мы никогда не можем знать, что произойдет завтра, послезавтра или после 2030 года; и полагаться мы можем только на свои ресурсы. Торф — национальный ресурс Латвии и он обеспечивает две основные функции для человека: пропитание и тепло. И если мы говорим об ограничении и прекращении добычи торфа для отопления, мы говорим и о тепле — в этом году и в последующих.

В кризисных ситуациях мы должны иметь возможность использовать свой торф. Эти 184 миллиона не стоят того — мы эти деньги заплатим в виде налогов с отрасли за 10 лет, а если объем добычи торфа увеличить, то увеличатся и выплачиваемые налоги. Точно нельзя сокращать добычу торфа, а ее надо увеличивать, абсолютно обязательно».

Что такое отрасль торфоразработки в Латвии сейчас? Это 62 предприятия, где заняты 2200 человек. В виде налогов отрасль выплачивает в бюджет ежегодно 20 миллионов евро, экспорт торфа составляет 1,44% всего латвийского экспорта —торф идет в Германию, Италию, Бельгию и другие страны ЕС. Общий объем экспорта в 2021 году — 233 миллиона евро. 97% торфа на латвийском рынке используется в качестве удобрений в сельском хозяйстве и садоводстве, почти 1,5% — в виде топлива.

В Евросоюзе годовой оборот отрасли садоводства, где используется латвийский торф, составляет 42 миллиарда евро, и потребность в удобрениях растет с каждым годом.

Как уже писал Rus.LSM.lv, вопрос о применении твердого топлива в латвийских котельных вместо природного газа актуализировался в связи с резким удорожанием голубого топлива и его возможным дефицитом в Европе грядущей зимой.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное