Погублена репутация всего, что связано со словом «русский» — писатель Борис Акунин

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Война, начатая по приказу Владимира Путина в Украине, настроила весь мир против России и русских людей, живущих по всему свету. Не имея возможности выплеснуть эмоции на российского президента, многие люди выплескивают их на русских — тех, до кого могут дотянуться. Это страшный удар по репутации русских — и нанесли его действия Путина, заявил в интервью Rus.LSM.lv писатель Борис Акунин.

— Вы стали одним из трех соучредителей фонда «Настоящая Россия». Какая цель этого фонда, что вы собираетесь сделать?

— У нас у всех, во всяком случае, очень у многих, в эти дни ощущение, что мир сошел с ума. Что он разваливается на наших глазах. Что мы все находимся под атакой. Ужасно то, что происходит с Украиной. Смотреть на это невозможно. Мы, так сказать, все про это что-то говорим. Иногда нескладно. Выражаем какие-то свои эмоции. Но одних слов недостаточно. Что нужно что-то делать. В мире живет очень много людей русской культуры. Нас всех это напрямую затрагивает. Я хорошо понимаю, что россияне, которые думают так же, как мы, а их очень много в России, сейчас оказались за «железным занавесом». Они заложники полицейского государства, которое тех, кто пытался протестовать, как мы знаем, за эти дни арестовало 12-13 тыс. человек.

Это какие-то замечательные, смелые люди, которые идут под дубинки, в автозаки, во всю эту лукашенковскую историю, которая переселилась в Россию и сейчас там происходит.

Но нас очень много по всему миру. И у нас возникла идея. Многие помогают сами от себя, индивидуально. Волонтерствуют, сдают деньги и так далее. У нас

возникла идея попытаться это централизовать, вот этот настоящий русский мир, создать некую настоящую Россию. Потому что, с нашей точки зрения, [нынешнее] российское государство — это «фейковая» Россия.  Это путинская Россия.

Это не свободное государство, где люди не могут выражать свою волю.

Мы можем. И мы хотим. Мы создали эту организацию — она называется «Настоящая Россия» — для таких людей. Пока ее делают несколько волонтеров, живущих в разных странах. Поэтому это все несколько «на коленке». Мы решили, что мы воспользуемся пока самой авторитетной британской платформой — GoFundMe, которая не берет себе никакой комиссии, и мы будем распылять эти деньги через другую ассоциацию британских фондов, которая очень тщательно проверяет, куда эти деньги поступают. Через некоторое время, когда мы лучше организуемся, лучше разберемся, может, будем делать это сами и работать с конкретными фондами. Но пока делаем это вот так. Чтобы ничего не пропало.

— Сейчас три человека заявили — вы, Сергей Гуриев и Михаил Барышников, что вы создаете «Настоящую Россию». Ожидаете ли вы, что кто-то еще присоединится?

— Мы просто опубликовали это письмо (на стартовой странице «Настоящей России» — Rus.LSM.lv). Присоединяется к этому множество людей. Каждый день на сайте будут появляться тексты, обращения известных русских людей со всего мира. Следите, будет много всего происходить.

Украина находится под ударом. И мы все тоже находимся под ударом.  Потому что с точки зрения мира, само слово «Россия» и «русский» сейчас замарано. Оно опорочено!

И с этим что-то надо делать.

Пускай моя фамилия Чхартишвили, но я русский писатель. Я пишу на русском языке. Я вырос на русской литературе. Я думаю по-русски. Для меня это мучительно!

В первую очередь я хочу помочь, мы все хотим помочь несчастным людям, которые остались без дома, остались без всего, которых сейчас бегут миллионами. Миллионами! Им все время будет нужна помощь. Поэтому, этот проект будет им.

— Я прочел ваше сообщение. И там есть такие слова, что настоящая Россия больше, сильнее и долговечнее «путинской эрэфии». Вот эта сама фраза — «путинская эрэфия» — мне немножко напомнила двадцатые годы двадцатого века, когда эмигранты говорили о «большевицкой совдепии». Но тогда пришлось десятки лет ждать, пока эта совдепия поменяется. Какой прогноз у вас — тоже десятилетия?

— Нет. До 24 февраля прогноз был довольно длинный. У меня было ощущение, что срок жизни государства Российская Федерация будет равен сроку жизни человека по имени Владимир Путин. А поскольку он очень следит за своим здоровьем, этот человек может прожить до 90-95 лет, а потом превратиться в какого-то «виртуального Путина», которого будут делать по технологии deepfake, хотя никакого Путина на самом деле уже нет. Что-то такое у меня рисовалось.

24 февраля Путин совершил капитальную ошибку. Он перепилил сук, на котором он сидит. Дальше все будет происходить, я уверен, гораздо быстрее, чем могло быть.

— Это вопрос месяцев, лет, недель, дней?

— Это зависит от того, насколько и до какой степени эффективно Путину будет помогать блок системных либералов. Это высокопрофессиональные люди, которые сейчас обслуживают преступный режим. И тем самым замечательный председатель Центробанка, чудесные финансисты и экономисты, делают все для того, чтобы этот режим продержался подольше. Если бы они все нашли мужество оттуда уйти, этот блок бы возглавили какие-то припутинские болваны, и тогда все бы это развалилось гораздо быстрее.

— Ваше обращение заканчивается словами: «русские всех стран, объединяйтесь против войны». Почему русские одной конкретной страны — России — не объединяются против войны?

— Как я уже сказал, русские России, очень многие из которых думают так же, как мы, сейчас несвободны. Они заложники. Они находятся под конвоем огромного количества полиции, Росгвардии, всех эти лживых судов, которые людей приговаривают к чему угодно. Там, как вы знаете, принят закон, согласно которому человеку можно посадить за репост в социальных сетях. В тюрьму посадить. Надолго посадить. Это, так сказать, наши друзья, наши братья, наши родственники, которых надо спасать. Мы на свободе, мы можем что-то сделать.

— Я бы хотел, чтобы вы прокомментировали слова министра иностранных дел путинской России Сергея Лаврова. Когда провалились переговоры в Турции, он сегодня сказал фразу, которая стала мемом за считанные секунды. Он сказал: «На другие страны мы нападать не планируем, мы и на Украину не нападали». Вы можете объяснить — это вообще как?

— Я с большим интересом послушаю Сергея Лаврова, когда он будет сидеть на скамье подсудимых как соучастник этого преступления. Я думаю, тогда он заговорит совсем по-другому.

— Думаете, это возможно?

— Я думаю, что это неизбежно. Я думаю, что будет новая Россия и она не оставит поведение этого режима без последствий.

— Думаете, это сама Россия будет судить?

— Только Россия. Никто этого не будет делать, никому это не надо. Это проблема людей, живущих в России, проблема русских людей. Они должны решить ее сами. И они ее решат.

Вы сравниваете это с ситуацией двадцатых годов совдепии, но это очень непохоже. Понимаете, коммунистический режим, при всем том, что я к нему очень плохо отношусь, это была очень сильная энергетика. Очень сильная харизматика. Это была некая идея.

Идея вот этого путинского государства Российская Федерация состоит в чем? Чтобы затоптать соседей, которые слабее тебя? 

Что там еще есть?

Чтобы не дать разворовать твои миллиарды, которые ты распихал всюду, где можно? Чтобы вечно у власти сидел этот оторвавшийся от реальности человек?

Который явно плохо себе представляет, что такое Украина, что такое современный мир, как там все работает и как все устроено. Там нет никакой идеи. Это очень слабая, очень рыхлая структура, которая держится на лжи, а теперь и на страхе.

— Двадцать два года продержалась. Долгий срок.

— Там был не один период. Были девяностые годы, ползучее движение к авторитаризму при Путине. 24 февраля была перейдена некая красная линия. Роковая черта. Теперь начинается последняя глава в истории государства Российская Федерация, которая так красиво начиналась в 1991 году у Белого дома и так позорно заканчивается.

— Я бы хотел, чтобы вы прокомментировали опрос социологических служб. Они опросили живущих в Латвии русскоязычных жителей об отношении к войне, кого они поддерживают. Результаты мы стараемся понять: 21% поддерживают русских, 22% процента поддерживают украинцев, 46% — ни тех, и ни других, 11% затруднились ответить. Видно, что большая часть или не согласилась ответить, или не знает, что ответить. Как вы думаете, почему такие результаты?

— Думаю,

многие люди еще не осознали и не поняли, что мир изменился. Что в этом мире изменилось все.

Изменилось российское государство. Изменилось отношение к российскому государству. Когда происходит такое жесткое противостояние, для меня важно, на чьей стороне добро, а на чьей — зло. Какая при этом национально-этническая принадлежность, для меня не важно. В данном случае

мне абсолютно ясно, на чьей стороне зло. И ясно это всему миру.

В такой изоляции, как сейчас, Россия за всю свою историю не находилась никогда.

— Как вы думаете, какой ущерб для русскоязычных жителей в Европе нанесло нападение Путина на Украину? Какими последствия будут для нас, живущих не в России?

— Огромные.

Погублена репутация всего, что связано со словом «русский».

И мне рассказывают со всех сторон об этом. Люди с утра до вечера видят эти ужасные кадры, они испытывают эмоции. У них нет возможности выплеснуть из на Владимира Владимировича Путина.

И никто не говорит: «Путин напал, Путин разбомбил». Говорят: «это сделала Россия», «это сделала Россия», «это сделала Россия». Естественно, очень резко изменилось отношение к русским.

Мне рассказывают про то, что русские дети в школах начинают подвергаться буллингу. Потому что дети есть дети. Они глупые. Они смотрят телевизор, они это впитывают.

Я получаю в социальных сетях — пишут мне, а не Путину, как они ненавидят меня и всех нас, и я понимаю, эти люди кричат от боли.

Они не могут это крикнуть Путину, они это кричат мне.

И невозможно тут обижаться, потому что это очень понятно. И я хочу, чтобы мы все — люди, которые думают по-русски, читают русские книги — чтобы мы поняли: это наша проблема. В такой же степени, как это проблема Украины. Это касается всех нас. Поэтому, пожалуйста, если можете, помогайте, делайте что-нибудь, участвуйте в нашей инициативе «Настоящая Россия». Или делайте что-то сами по себе, по своим каналам лично. Но не бездействуйте.

— А как вообще русскому человеку, который живет в Латвии, Литве, Великобритании или Чехии, осознать и принять тот факт, что место, откуда он вышел, к культуре которого он себя причислял, сейчас ведет себя буквально как нацистская Германия? Как этот факт понять, принять и не сойти с ума?

— Надо принять как проблему, которая возникла. Всякую проблему, которую ты осознал, можно решать.

Проблема состоит в том, что… ты русский человек. Ты такой, какой есть. Ты другим не будешь. Значит, надо изменить отношение к русским людям и слову «русский».

Сделать это можно при помощи поступков, которые в глазах окружающих сделают ясным, что Путин — это Путин. Это не вся Россия. И даже совсем не Россия. И даже какая-то другая Россия. А что настоящая Россия - это Россия, в корой живут и действуют нормальные люди, с нормальными моральными рефлексами. Вот это, что каждый из нас должен сейчас делать.

— Вернемся к совдепии. На сто лет назад. Тогда уходили философские пароходы, люди покидали Россию. Как вы думаете, сейчас будут философские поезда, самолеты, автомобили — будет ли волна эмиграции, и если да, насколько большой?

— Она вовсю происходит. Все, кому позволяют обстоятельства, все бегут. Причем — все бросая. Тут еще Запад очень «помогает», заморозив эти несчастные карточки Visa и MasterCard. В России люди от этого не особенно страдают, потому что эти карточки работают. Но те, кто бегут, все бросая — им тоже надо будет помогать. И мы тоже будем этим заниматься. Вот «Настоящая Россия» будет помогать. Первое, что надо помочь — помочь украинским беженцам в их вообще отчаянном положении. Им надо срочно, всем миром помочь. И там нужны огромные деньги. Но надо помогать и русским. Которые оторваны от родины, которые все в депрессии, и которым кроме нас помогать никто не будет.

— Все посмотрели интервью Юрия Дудя с вами. Скажите, Юрий Дудь вернулся в Россию?

— Не знаю. Юрий Дудь прилетал ко мне на один день в Испанию снять эту передачу. И в тот же день с группой улетел. Я, честно говоря, не знаю, где он. Но он в любом случае, конечно, молодец. Но еще посмотрите работу Екатерины Гордеевой, которая имеет отношение к Латвии, с Дмитрием Муратовым. Ценность этой беседы гораздо выше моей с Дудем. Я… знаете,

легко быть смелым, находясь в безопасности. Это мой случай.

А когда ты находишься в Москве и говоришь то, что говорит Дмитрий Муратов, это вызывает огромное уважение.

— Очередное российское государство. Российская Федерация. Вы говорите, происходит его обрушение? Какое государство придет ему на смену?

— Я думаю, что теперь, практически уже неизбежно, как только рухнет этот режим, Российская Федерация будет распадаться. Продолжится распад империи. Первый этап закончился в 1991 году, будет следующий. Думаю, это неизбежно. Путин построил систему, которая держится только на страхе. Она держится на одном вертикальном стержне.

Как только этот стержень треснет, немедленно начнутся центробежные стремления, начнут отваливаться регионы.

Это будет тяжелый процесс. Вероятно, на территории России образуются несколько государств. И очень вероятно, что они будут жить очень по-разному. Уверен, что европейская часть России будет демократическим и свободным государством.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное