«Если мы посмотрим на обстоятельства, которые повлияли на рост стоимости электроэнергии, то это, конечно, и сухой период тоже. Наступит апрель, май — и тогда мы, возможно, увидим более низкую цену», — сказал Немиро.
Коалиционный депутат Арвил Ашераденс («Новое Единство») пояснил:
«Ситуация на рынке развивается очень быстро. Правительство оказывает поддержку и маневрирует в ситуации, когда это влияет на общее потребление, на экономику. Единственное, чего мы не сделали — я считаю, нужно было сесть за стол переговоров всем министрам экономики региона вместе с регуляторами и обсуждать, почему так. Потому что мы видим: какая-то лихорадка здесь происходит. На рынках отдельных регионов такого нет — мы видим, что была ситуация, когда ареал Стокгольма, Копенгагена, Прибалтика зашкаливали, а другие регионы нет. Нужно было разобраться, почему это так.
Возможно, какие-то мощности не работают или какие-то кабели не работают — этой информации у нас, к сожалению, нет. Рынок сам по себе это не всегда может решить, иногда правительства и регуляторы должны вмешиваться!»
Сейчас, по наблюдению Арвила Ашераденса, наблюдается спад [биржевых] цен, и ситуация должна стабилизироваться. С мнением же, будто Латвии стоило бы уйти с энергетической биржи Nordpool, Ашераденс не согласен.
По словам депутата Сейма Ральфа Немиро, звучит мнение, будто шоковыми теперешние цены стали еще и потому, что в предыдущие несколько лет жители Латвии платили за электричество меньше его рыночной цены, но это неверное представление:
«Мы всегда пользовались электроэнергией, которая стоила столько же, сколько на бирже. Это всегда зависит от одного принципа: потребления и предложения. В данном случае цена возросла в два раза, если не больше — и тогда, конечно, тариф на распределение в этот момент надо рассматривать. Это очень хорошо, что он будет снижен! Но это никак не погашает ту разницу, которая у человека в счетах возникла.
Поэтому в данный момент правительству следует больше идти навстречу населению и предпринимателям.
Через тариф на распределение больше ощутят поддержку предприниматели. Но здесь есть еще один момент, который коалиция отклонила: снизить НДС [на энергоресурсы]. Не всегда нужно снижать НДС до 5% — это ведь могло быть и 12%, но это предложение в парламенте даже до комиссии не дошло».
По признанию замгоссекретаря Минэкономики Эдийса Шайцанса, министерство предлагало снизить НДС на все энергоресурсы в Латвии, но в ходе дискуссии в правительстве «было принято концептуальное решение, что лучший инструмент поддержки — это субсидирование тарифа на распределение электроэнергии и увеличение пособия для домохозяйств».
Он пояснил: если внедрить все предлагаемые министерством меры поддержки (снижение OIK, субсидирование тарифа на распределение и снижение НДС), это позволит снизить размер основного счета даже на 40% (отдельным группам потребителей). Те же решения, что запланированы правительством пока, помогут снизить счет на 20%. Потенциальный эффект от снижения ставки НДС до 5%, по словам Шайцанса — уменьшение платежей примерно на 13%.
Как пояснил Арвил Ашераденс, снижение НДС на электроэнергию «не поможет экономике, хотя и поможет населению»: для предприятий эффект будет нулевым. А Кабмин, по его словам, искал решение, которое помогло бы всем — и домохозяйствам, и производителям:
«Это было бы очень дорогое мероприятие, стомиллионное. И помогло бы лишь части жителей. (..) Не помочь производителям было бы очень большой ошибкой».
Оппозиционный независимый депутат Вячеслав Домбровский возразил:
«У предприятий повышаются расходы на энергоресурсы. Если они повышаются у всех предприятий — не только в нашей стране, но и в других странах, что и происходит, — то наши предприятия не теряют конкурентоспособности...»
Ральф Немиро подхватил:
«С тех пор как Эстония уже 28 октября пошла на снижение тарифа на распределение, а мы это еще только когда-то примем, наши предприятия уже теряют конкурентоспособность, это факт. Когда примем — догоним эстонцев.
Думаю, господин Рейрс (глава Минфина. — Прим. Rus.LSM.lv) сейчас думает о своем кармане, я имею в виду как министр финансов. Потому что
если вы посмотрите на счета, то сумма, на которую в октябре вырос НДС по сравнению с октябрем прошлого года, в абсолютных деньгах возрастает. Значит, госказна пополняется! И в данном случае за счет того, что госказна пополняется, следовало бы шире открыть возможности субсидировать те потребности, которые сейчас наше население чувствует. Так что деньги в казне есть!»
Позиция Минфина, пояснил Арвил Ашераденс — избегать наращивания бюджетного дефицита:
«Еврокомиссия уже довольно сильно намекает, что все формы поддержки уже переходят пределы возможного. Нам нужно быть очень осторожными. К тому же мы не можем говорить, что ковидный кризис — уже всё, закончился».
По версии Минфина, удастся свести к нулю влияние мер поддержки на бюджет, поскольку те затраты, которые государство понесет, субсидируя 50% тарифа на распределение электроэнергии, оно возместит, продав квоты Латвии на эмиссии СО2 в атмосферу, сказал Ашераденс.
«Но в принципе получается, что здесь госказна все равно будет вовлечена, — добавил Ральф Немиро. — И если господин Рейрс говорит, что это фискально нейтрально, то это немного смешно, потому что
это в любом случае нужно будет как-то компенсировать. Как? Из госбюджета».
Как писал Rus.LSM.lv, правительство на этой неделе договорилось о некоторых мерах поддержки населения в связи с ростом цен на электроэнергию. Если они будут приняты на следующем заседании Кабмина, то вступят в силу 1 января 2022 года.
Продолжающийся рост цен на энергоносители в Европе специалисты называют беспрецедентным. Вячеслав Домбровский, глава парламентской комиссии по долгосрочному развитию, уже заявлял, что средний счет потребителей-домохозяйств за электричество вырастет в два раза.
Стремительный рост начался в середине лета и объяснялся скачком спроса после завершения локдаунов — на фоне неблагоприятных погодных условий и резкого подорожания природного газа. В результате розничные поставщики электроэнергии столкнулись с убытками, а крупнейший из них, Latvenergo, признал, что просит клиентов пересмотреть ранее заключенные долгосрочные договоры. Начался уход с рынка мелких посредников, а в Latvenergo заявили, что прогнозируют банкротства в отрасли. По прогнозам ее участников, ждать охлаждения рынка раньше весны не приходится.
Со следующего года в Латвии существенно также вырастут тарифы на газ - об этом заявило предприятие Latvijas Gāze. Для тех, кто использует его для отопления, стоимость вырастет почти вдвое. Министерство экономики в срочном порядке предлагает снизить НДС и на газ.
Как уже писал Rus.LSM.lv, стремительный рост цен на энергоресурсы стал одним из двигателей инфляции: по итогам октября она составила 6%, в ноябре - 7,5% в годовом исчислении. Такого роста цен в Латвии не фиксировалось со времен кризиса 2009-2010 годов.