Почему в Латвии судебные дела растягиваются на годы

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Большинство дел в судах рассматриваются не дольше, чем за год, но некоторые действительно растягиваются на много лет. Одна из причин подобных задержек — в болезни то одного, то другого свидетеля или подсудимого (и иногда есть сомнения насчет обоснованности выданных в таких случаях больничных). Другая — в том, что в Латвии очень плохо работает система принудительного привода в суды, рассказал председатель Верховного суда Айгар Струпишс в передаче «Домская площадь» на Латвийском радио 4.

«Дела, которые рассматриваются 5-10 лет (а есть и такие, которые длятся десятилетиями ) — это все-таки исключение из правил. Потому что если посмотреть статистику, то большая часть дел рассматривается в срок до полугода-года.

Но есть дела, которые действительно рассматривается 3-5 лет и больше. Этот в основном дела, где либо много свидетелей, либо много подсудимых, и их невозможно одновременно собрать. То один болеет, то другой», — ответил Айгар Струпишс на реплику ведущего о часто звучащих жалобах на слишком долгое судопроизводство в нашей стране.

По его словам, у судей возникают вопрос, насколько обоснованно выдаются больничные в подобных случаях, и его надо решить.

Но больничные — не единственная причина, почему тяжбы могут растягиваться на годы.

«Очень плохо работает система принудительного привода в суды. Если кто-то — например, подсудимый или свидетель — не приходит, его практически невозможно привести.

Я собрал информацию насчёт рижских судов — оказывается, здесь исполняются только 20% решений о принудительном приводе»,

— отметил председатель Верховного суда.

На вопрос, почему так происходит, он ответил: потому, что у полиции, если ее встречает запертая дверь, нет возможности добраться до человека, чтобы обеспечить явку в суд.

В некоторых странах в таких случаях возле квартиры устанавливают дежурство, рано или поздно фигурант выходит или приходит, и тогда его забирают, чтобы доставить на заседание. В Латвии же на законодательном уровне не решен вопрос, можно ли в подобных ситуациях задержать человека, который не откликнулся на одно или два приглашения, и тем самым гарантировать, что тот не пропустит очередное слушание. А. Струпишс заверил: если систему принудительной доставки удастся привести в норму (а соответствующие предложения могут появиться уже в этом году), работа судов значительно ускорится.

Также, по мнению гостя «Домской площади», нужно развернуть активную работу по повышению эффективности работы судов — чтобы дела распределялись равномерно, чтобы не было такого, что в одном лежит гора дел, а другой недозагружен и, соответственно, чтобы время ожидания в разных судах было примерно одинаковым.

Еще одно направление — улучшение качества приговоров, а точнее, изложения.

«Вот человек получает судебное решение и не понимает, почему суд решил так, а не иначе. От этого в какой-то мере растет недоверие к судебной системе. Поэтому

решение должно быть понятным: даже тот, кто проиграл, должен понять, почему. Потому что, например, чтобы ты выиграл, надо было доказать это и это, а ты не доказал.

Судам надо учиться, как рассказать о выполнении своей конституционной функции кратко, внятно и, может быть даже, интересно. [...] И, конечно, надо писать не таким бюрократическим языком, как пишут многие судьи. Надо по-человечески, но чтобы все юридические нюансы были видны. Любой юридический нюанс можно изложить человеческим языком», — уверен глава Верховного суда.

Rus.LSM.lv рассказывал о Дайрисе Аболсе, который, будучи фигурантом нескольких уголовных дел, тормозил их продвижение, предоставляя справки о нетрудоспособности от разных врачей.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное