Открытый разговор

Как помочь потребителям в условиях роста цен?

Открытый разговор

Обзор событий недели

Искусственный интеллект в борьбе с теневой экономикой. Кто кого?

Почему малый бизнес платит «в конвертах»

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Банк Латвии, изучив анонимизированные данные, пришел к выводу, что две трети работников самых маленьких предприятий получают неофициальные доплаты. Что логично, ведь организовать «теневую экономику» в мелких фирмах в целом проще, чем в крупных, и зачастую они работают в таких сегментах, где очень многие практикуют то же, считают участники передачи «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4.

Две трети работников малых фирм (где штат не превышает 20 человек) приносят домой что-то помимо официальной зарплаты, а 70% получателей «минималки» имеют еще «зарплаты в конвертах» — таковы самые громкие выводы опубликованной в самом конце ноября статьи экономистов Банка Латвии «Пятьдесят оттенков тени, или Где прячутся «зарплаты в конвертах»».

В нем они рассказывают о своем большом исследовании, в котором они взяли анонимизированные данные Службы госдоходов (СГД), анонимизированные данные из других баз данных, «скормили» их искусственному интеллекту, и тот показал, где вероятнее всего есть неофициальные добавки к официальным зарплатам. И, в частности, указал на малый бизнес, как на потенциальный рассадник не совсем честной практики.

Петерис Страутиньш, экономист банка Luminor, считает, что так вполне может быть. Хотя бы потому, что на малых предприятиях работать «в серую» намного проще и менее рискованно, чем в более крупных организациях.

«Там мало людей, они хорошо знают друг друга, отношения — более неформальные, уровень доверия — выше. Соответственно, меньше риски, что об этом узнает кто-кто, кому знать не надо.

Также многие маленькие предприятия работают в отраслях, где есть большой объём наличных, поэтому им не надо организовывать сложные схемы, чтобы эти наличные деньги добыть», — пояснил гость передачи «Открытый вопрос».

Наконец, отметил он, многие «малыши» не имеют особого выбора, потому что заняты в таких сегментах бизнеса, где множество других таких же малых фирм точно таким образом экономят на налогах. Соответственно, если коммерсант проявит сознательность и решит работать только по-белому, то он при прочих равных не сможет конкурировать.

«Может быть, никому из них эта ситуация не нравится, но одно предприятие не может ее изменить. […] Так что да,

утверждение, что в малом бизнесе риск теневой экономики выше, очевидно, верно»,

 — заявил П. Страутиньш.

В свою очередь один из авторов упомянутого исследования, экономист Банка Латвии Константин Беньковский не согласен, что малые предприятия все, как один, не могут справиться с местными налогами: некоторые ведь платят и нормально развиваются. Хотя действительно, «не можем всё заплатить, иначе прекратим существование» — это очень типичный аргумент.

«Но надо понять, что не только вода, нефть и газ — ограниченные ресурсы, рабочая сила — тоже. У нас в экономике, особенно учитывая не блестящую демографию, столько работников, сколько есть. [...] Получается, что маленькие предприятия стартуют чуть ближе к финишу [чем более крупные], потому что они в среднем платят за работников меньше за счёт экономии на налогах», — считает он.

По его словам, это не такое уж безобидное явление. Потому что более крупные предприятия, как правило, более продуктивны, они инвестируют в инновации и являются «мотором» нашего экспорта, зарабатывая деньги для Латвии на мировых рынках. А фирмы — неплательщики налогов оттягивают часть трудового ресурса на себя, ограничивая доступность кадров для честных и крупных и, соответственно, замедляют их развитие.

«И здесь у меня возникает такой провокационный и неполиткорректный вопрос:

может быть, некоторым маленьким предприятием лучше обанкротиться, чтобы высвободить трудовые ресурсы, которые перейдут в большие фирмы, и таким образом мы получим более высокий экономический рост?»

— поделился Константин Беньковский.

Как сообщал Rus.LSM.lv, Банк Латвии разработал программу по выявлению «зарплат в конвертах» — чтобы оценить вообще распространенность этого явления и также, чтобы дать Службе госдоходов инструмент для более эффективного поиска неплательщиков налогов.

По данным Индекса теневой экономики в странах Балтии, удельный вес «серой зоны» в 2020-м в Латвии заметно вырос, превысив четверть ВВП. Очень большую часть «тени» в Латвии составляет именно неофициально выплачиваемая зарплата.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное