Открытый разговор

Обзор событий недели

Открытый разговор

Обязательные минимальные соцвзносы: увольнения неизбежны?

Призрак полэкзита и другие события недели в мире

Почему Литва поссорилась с Китаем

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

«Как маленькая Литва втянула ЕС в столкновение с Китаем» — так называется вышедшая на прошлой неделе статья в издании Poitico о том, как желание Вильнюса наладить связи с Тайванем привело к резкому охлаждению отношений наших соседей с Пекином и даже выяснению отношений на уровне Китая и Евросоюза. Впрочем, как отмечают участники передачи «Открытый вопрос» на Латвийском Радио 4, охлаждение началось еще раньше, а с ним пришло понимание, что китайские деньги «не так просты».

В августе Вильнюс решил открыть в Литве представительство Тайваня, и Китай не оставил это решение без ответа.

Сам Тайвань стремится к независимости и международному признанию. В то же время на его территорию со всем населением претендует Китайская Народная Республика, о чем ее лидер Си Цзиньпин недавно об этом заявил довольно-таки недвусмысленно.

Поэтому когда Литва объявила о своем намерении, Китай это «не нравится» продемонстрировал очень явно: отозвал своего посла (чего не делал годами, отмечает Politico), рейсы поездов с китайскими грузами в порт Клайпеды были отложены.

Вся эта ситуация дошла до уровня министра иностранных дел Китая Ван И и верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля. Последнему пришлось убеждать китайского коллегу, что Евросоюз не ставит под сомнение политику «Один Китай» (официальное название Тайваня — Китайская Республика).

Но, отмечает Уна Берзиня-Черенкова, доктор политологии и глава Центра исследований Китая Рижского университета им. Страдыня, охлаждение отношений Литвы с Китаем произошло не этим летом, а раньше.

«Фактически уже с 2019 года отношения Литвы с Китаем стали по чуть-чуть портиться в силу нескольких скандалов. Например, когда в Литве проходила демонстрация в поддержку Гонконга, китайское посольство, фактически нарушив дипломатические границы, организовало «антипротест», и это вызвало сильный резонанс в Литве. Следующий случай — это инцидент на Горе крестов, где был поставлен крест в поддержку Гонконга. Туристы из Большого Китая, засняв это, этот крест сломали. И это тоже вызвало огромный резонанс. Потому что Гора крестов — это символ не только католический, но и фактически антикоммунистический», — рассказывает она.

Далее — история с Клайпедским портом. Там, напоминает гостья «Открытого вопроса», китайцы хотели получить большое влияние, фактически контроль над гаванью, но желаемого не достигли, так как у литовской стороны появились сомнения, только ли экономическими соображениями руководствуется Пекин.

А в декабре 2020-го в Литве сменилось правительство, оно стало более консервативным, а в мае решило, что стране нет смысла участвовать в платформе «17+1» (созданной для развития отношений Китая со странами Восточной и Центральной Европы) и призвало других его участников последовать примеру и вести диалог с Пекином в составе ЕС.

Китаю с ЕС лучше, чем с США

«Китай отреагировал на это достаточно спокойно — как бы чуть-чуть с обидой, но без агрессии. Вторая же часть этого процесса заключалась в том, что Литва сказала: нам надо как-то диверсифицировать [свое азиатское направление], посмотрим-ка, что там ещё в Восточной Азии хорошего... О, так там есть целый ряд развитых демократий, и Тайвань — одна из них! Мы также открываем посольство в Южной Корее, в Сингапуре…», — объясняет Уна Берзиня-Черенкова, как Вильнюс пришел к идее укрепления отношений с Тайванем.

Впрочем, она сомневается, что действия Литвы станут причиной для настоящих проблем в отношениях на уровне «большого» ЕС и Китая. Более того, вероятно, сам Китай даст повод для потепления.

«Исторически мы видим, что Китаю нравится деэскалация. То есть возникают какие-то острые моменты, а потом по чуть-чуть происходит деэскалация, обычно происходит по не самым заметным каналам. [...] Китаю хотелось показать слабость ЕС в ситуации с Литвой. Но ему все же лучше с ЕС, чем с США. Поэтому мы можем ждать, что Китай будет проводить такие незаметные деликатные шаги в сторону деэскалации. И это уже проявляется», — прогнозирует доктор политологии.

Инвестиции с грузом

Другой участник «Открытого вопроса», политтехнолог Филипп Раевский видит в этой ситуации изменение отношения к китайским инвестициям — только в Литве, но и в Латвии.

«То же происходило и в Латвии: представление, что китайцы придут с мешком денег, и тут настанет благодать, куда-то пропало. Вспомните, какой была риторика наших же ответственных за экономику и транспорт политиков несколько лет назад. Но появилось представление, что китайские деньги на самом деле не такие уж простые, что они приходят с политическим влиянием.

Просто литовцы более громко это показывают. В Латвии же это происходит более сдержанно, но и тут появился сдержанный оптимизм по отношению к китайским инвестициям, которые приходят со своим идеологическим грузом и грузом вопросов о безопасности», — считает собеседник Латвийского Радио 4.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное