От новых владельцев до смены гражданства: латвийский бизнес спешит откреститься от России

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

С начала войны в Украине образ РФ стал токсичным. Часть зарегистрированных в Латвии предприятий в последние два месяца спешат избавиться от тени России: они меняют должностных лиц и собственников — а некоторые из них получают новое гражданство, рассказывает программа de facto на LTV.

Среди самых заметных предприятий, решившихся на смену владельцев — фирма 4finance, которая занимается «быстрыми» кредитами и другими финансовыми услугами. Это представленный в Латвии и «выросший» в Латвии международный холдинг. На своей домашней странице предприятие через месяц после начала войны сообщило об изменениях в структуре. В последнее время истинными бенефициарами в латвийских регистрах значились адвокат Эдгар Дупатс и гражданка РФ Вера Бойко. Там и произошли изменения: Вера Бойко — мать российского миллиардера Олега Бойко. Он же считается фактическим «двигателем» бизнеса, и в интервью своей связи с империей не скрывает.

Сперва сообщалось, что семья Бойко передаст свои доли родственникам, которые являются гражданами Украины. Но 14 апреля о новых владельцах сообщили: «Ни одного гражданина России или связей с семьей Бойко». Предприятие публично подчеркнуло, что изменения планировались давно, но война им способствовала. Но в Латвийском регистре предприятий это еще не отражено. Но указано другое: 17 марта посты в правлении и совете оставили все граждане РФ. В тот момент Олег Бойко еще не был ни в одном санкционном списке, в середине апреля же попал в канадский.

Пока нет ответа на вопрос, мешает ли тень России работать — или собственники опасаются потенциальных санкций. От подробных пояснений 4finance воздерживается.

Схожим образом от связей с Россией избавляются и другие компании, свидетельствуют данные Lursoft. Внимание журналистов привлекла компания Ultramar: права собственности гражданин РФ Андрей Бонч-Бруевич в начале марта передал жене Елене, гражданке Латвии.

Ultramar занимается перевозкой минеральных удобрений, это партнер Uralkali Trading — фирма принадлежит Дмитрию Мазепину, попавшему под санкции. В последние годы Ultramar совместно с теперь уже санкционным «Сбербанком» был связан со строительством нового терминала в российской Усть-Луге.

Бонч-Бруевич покинул также правление компании. От комментариев фирма, оборот которой составляет миллионы, отказалась.

Но передача прав собственности родственникам — не единственный способ. Владельцы и должностные лица некоторых фирм, согласно регистрам, изменили гражданство. Например, у оптового торговца TFN Trading с апреля не только нет членов правления с российским паспортом, но собственники Константин Гескин и Андрей Самойлов, ранее значившиеся гражданами РФ, живущими в этой стране, в апреле сменили документы: у Гескина — Израиля, у Самойлова — Гренады. Место жительства, соответственно, стало латвийским и итальянским. Эта фирма ситуацию также не комментирует.

Данные Регистра предприятий свидетельствуют: с начала войны таких или схожих заявлений поступает все больше. Замглавы главного государственного нотариуса Сандис Карелис говорит: «Я допускаю, что это, возможно, идет вообще в контексте с тенденцией, когда крупные компании покидают Россию. Не хотят своим токсичным элементом как-то испортить репутацию: будь это должностное лицо российской государственной принадлежности, бизнес-партнер и так далее. Даже если они не под санкциями, нынешняя тенденция — избегать».

В среде предпринимателей также признают, что присутствие РФ — в каком бы то ни было формате — осложняет работу бизнеса. Янис Эндзиньш, глава Латвийской торгово-промышленной палаты, указывает: если человек в санкционном списке — это очень большая проблема, но сложности есть даже в случаях, если просто присутствует российский или белорусский капитал. «И что это значит — это значит, что это первый тревожный звоночек более долгим, серьезным проверкам для сделок, отчетов — и, соответственно, мешает всей динамике бизнеса», — пояснил он.

Есть и репутационные вопросы, которые могут отпугнуть и партнеров, и клиентов.

С 24 февраля предприятий с собственниками из России стало на 90 меньше, с должностными лицами из РФ — примерно на 40, свидетельствуют данные Lursoft. В целом связанных с Россией фирм в Латвии все еще достаточно много — около 4 тыс. Некоторые не ведут реальную деятельность, или у них нет оборота.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное