«Польша всё равно, даже после вот этих шести лет правления такой достаточно консервативной партии [«Право и справедливость»] остаётся государством с одним из наивысших уровней еврооптимизма. То есть больше 70%, около 80%, поляков рады членству Польши в ЕС и хотят его сохранить.
Про эти разговоры о том, что «возможно нам лучше самим, посмотрите, как хорошо у нас растёт экономика, мы лучше справились с «коронакризисом», лучше справляется с проблемой безработицы» я бы сказала, что пока это семена, который политики правого консервативного толка закидывают в соцсети, которые иногда можно послушать с парламентской трибуны», — описала Елена Бабакова настроения в Польше на фоне все ухудшающихся отношений Варшарвы и Брюсселя и разговоры о том, что эта страна может выйти из Евросоюза.
Дополнительным поводом для взаимного недовольства польского правительства и Еврокомиссии стали решения суда ЕС.
Тот в конце октября наложил на Польшу штраф в размере 1 млн евро в день из-за судебной реформы (в основном из-за создания Дисциплинарной палаты Верховного суда, которая, как считают оппоненты правящей партии «Право и справедливость» нужна для давления на не подчиняющихся нынешней власти судей). А до этого, в сентябре он же выписал другой штраф — 500 000 евро в день за эксплуатацию шахты Туров недалеко от границы с Чехией (причем, это разбирательство, как отметила гость «Открытого вопроса» было инициировано не Еврокомиссией, а чешским правительством).
Комментируя эти решения, министр юстиции Польши Збигнев Зёбро заявил, что его страна «не может и не должна платить ни единого злотого» (цитата по Deutsche Welle).
Е. Бабакова заметила, что еще несколько лет назад, когда отношения польского правительства и Еврокомиссии стали портиться, в ЕС побеждала идея примирения, потому что на повестке дня был выход Великобритании из блока и были опасения, что если слишком надавить, за ней могут последовать и другие . Теперь же «все больше слышны голоса не голубей мира, а ястребов», и вот за резолюциями последовали штрафы.
И вот в этой атмосфере на разных уровнях стали возникать разговоры о «Плекзите» (по аналогии с «Брекзитом» — выходом Великобритании из ЕС).
«Пока это семена. У этой риторики горячих поклонников пока мало. Другое дело, что, как мы видели в ситуации с Брекзитом несколько лет назад, все начинается с единичных разговоров, которое очень часто окрашены какими-то фейками, экономической псевдостатистикой, псевдоданными про то, как Евросоюз вмешивается в национальные дела. Но как только начинаются неблагополучные вещи в экономике (а в Польше сейчас очень сильно растёт инфляция) или с миграцией (а мы наблюдаем весь последний месяц миграционный кризис на польско-белорусской границе), эти семена начинают очень живенько прорастать», — объяснила Е. Бабакова, в чем может заключаться опасность таких дискуссий.
Причем, полагает она польское правительство этой своей риторикой евроскептиков сейчас играет с огнем и может оказаться в ситуации британских консерваторов, лидеры которых и сами не очень-то хотели выходить из ЕС, но «из-за того, что Аннушка масло уже разлила, трамвай уже поехал так, а не по-другому».
«Так что стоит внимательно приглядываться к ситуации. Британия всегда была в Евросоюзе чуть-чуть в стороне. Польша же — это флагман расширения ЕС в 2004 году. Это одно из государств, на котором держится стабильность евросообщества в Центральной и Восточной Европе. И углубление вот этого конфликта с Евросоюзом может быть драмой не только для поляков. Это стало бы драмой для всех европейцев», — заключила автор Krytyka Polityczna.
Ранее Rus.LSM.lv приводил мнение старшего научного сотрудника Центра европейских политических исследований имени Альфреда фон Оппенгейма, политолога и социолога Славомира Сираковского о том, что правящая партия «Право и справедливость» готова пожертвовать не только деньгами Евросоюза, но и самим членством страны в ЕС — просто чтобы удержаться у власти.