АК: В своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН вы называете происходящее в Афганистане трагедией. Я хотел бы спросить, как это влияет на способность Запада что-то сделать в мире, а также на репутацию Запада, Америки и Европы в целом?
Левитс: Из ситуации в Афганистане следует сделать некоторые выводы, и один из этих выводов состоит в том, что, очевидно, очень трудно экспортировать демократию в общество, которое ее не принимает. И я думаю, что в этом заключается разница между предыдущим западным подходом и нынешним. В обращении президента Байдена к Организации Объединенных Наций этот реалистичный подход ясно прозвучал. Я считаю такой реалистичный подход правильным. Мы поддерживаем демократию там, где это возможно, мы продвигаем демократию, в принципе, но мы должны быть очень, очень осторожны с военными средствами.
АК: Расторжение договора о строительстве подводных лодок вызвало серьёзные разногласия между Европой и Соединенными Штатами. Французы заявляют, что с Европой не стоит обращаться подобным образом, что американцы и австралийцы должны были посоветоваться с Европой. Еврокомиссия, похоже, с этим согласна. Какой вы видите ситуацию вокруг этого соглашения? Означает ли это, что Европа в результате должна стать более самостоятельной, на чем Франция уже давно настаивает?
Левитс: В конкретной ситуации с соглашением с Австралией разочарование Франции понятно. Однако это никоим образом не может изменить нашу позицию о том, что Европа и Америка должны быть вместе, что это трансатлантическое единство должно существовать ради европейской и американской безопасности. На мой взгляд не менее важно и то, что Австралия, как западная страна за пределами Северной Америки и Европы, увеличит свой военный потенциал. Это важно для всех нас. Не думаю, что нынешняя ситуация оставит длительный отрицательный эффект. Мы выступаем за более тесные трансатлантические связи.
АК: Комиссар ЕС [Тьерри] Бретон в Вашингтоне высказался, что, возможно, сейчас нам следует сделать паузу в отношениях между Европой и США, переосмыслить и не торопиться с новыми инициативами, с торговыми соглашениями. Также говорят, что нужно заморозить торговое соглашение с Австралией, потому что из-за разрыва договора о строительстве подводных лодок, между двумя континентами больше нет доверия. Считаете ли вы, что доверие между Европой и Америкой, а также между Европой и Австралией по-прежнему существует?
Левитс: Думаю, что разочарование Франции можно понять. С эмоциональной точки зрения это понятно. Но нам нужно смотреть рационально. С рациональной точки зрения нам выгодно тесное сотрудничество с Соединенными Штатами.
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европарламента и отражает только позиции сторон, имеющих отношение к созданию материала. Европарламент не несет ответственности за любое использование информации в рамках данной публикации.