До сих пор уход за неизлечимо больным человеком в Латвии в большей степени ложился на плечи родственников, которые к этому не подготовлены. Профессиональный же уход — дорогая услуга, которую родственники чаще всего не могут себе позволить. Именно поэтому в Латвии необходим специализированный уход в хосписе за такими пациентами, что во многих странах является обычной услугой, подчеркнул Петерис Лейшкалнс, эксперт по вопросам социальной безопасности и здравоохранения (VL-TB/LNNK).
На портале общественных инициатив Manabalss.lv ведется сбор подписей за оказание оплачиваемой государством хосписной помощи жителям Латвии. Сейчас в стране существует лишь один хоспис на дому, — это пилотный проект, который осуществило благотворительное общество Hospiss LV.
По словам члена правления организации Илзе Зосуле, проект вскрыл много проблем.
Она рассказала, что во время пилотного проекта были случаи, когда родственники боялись самостоятельно заботиться о человеке с паллиативным диагнозом (человек неизлечимо болен, но может прожить какое-то время). В то же время в Латвии государство оплачивает лишь от 7 до 10 дней пребывания таких пациентов в больницах. После этого, если человек не в состоянии оплачивать дальнейшее нахождение в больнице, его выписывают.
Однако, проблема заключается еще и в том, что ни паллиативный уход, ни хоспис не определены четко в правовых актах Латвии, и не входят в зону ответственности конкретного министерства, признал директор Департамента социальных услуг Министерства благосостояния Алдис Дудиньш.
Пилотный же проект, которым занимается Hospiss LV, завершается в конце 2022 года.
По словам Дудиньша, от предложения продлить проект до лета 2023 года благотворительная организация отказалась из-за финансовых вопросов.
По словам Илзе Зосуле, Hospiss LV предложили продлить пилотный проект за счет остаточных средств, хотя благотворительная организация ведет четкий учет и предупредила, что «лишних» денег не останется, чтобы продлить проект до мая.
Теперь в Минблаг планируют объявить конкурс на предоставление паллиативных услуг в том числе в регионах, но пока без финансирования.
Илзе Зосуле считает, что речь идет о настолько чувствительной услуге, что очень важно, чтобы ее предоставляли именно некоммерческие организации.
При этом важно, чтобы в Латвии были все три «кита», на которых держится паллиативный уход: уход на дому, специализированные бригады скорой помощи и стационар.
Илзе Зосуле подчеркнула, что и в Литве, и в Эстонии хосписы есть.
«Я не знаю, почему за 30 лет [в Латвии] это не было сделано», — признала она.
На данный момент паллиативные услуги в Латвии предоставляются, но раздроблено, не координируясь одним центром, признала директор Департамента медицинского ухода Министерства здравоохранения Санита Янка. Говоря о необходимости специального законодательства о хосписе, она заявила, что нет смысла разрабатывать нормативные акты если их нельзя реализовать.
«Мы напишем нормы, но, чтобы их осуществить, у нас должен быть персонал, деньги и возможности», — подчеркнула представитель Минздрава.