«Если мы здесь столкнемся с какими-то раскольническими внутри, никакие призывы не помогут. Здесь обязательно нужен вот этот дух общности. (…) Я был в Харькове, для меня это пример и для Латвии.
Харьков — это типично “русский” город. Но он сопротивляется. Его обстреливают, и они объединились, и русские, и украинцы, в защите своей территории, своего уклада. Правильный он или нет, но это мое. И вот это “мое” есть также и здесь [в Латвии]»,
— сказал политолог.
По его мнению, это очень сложная тема, но в случае внешней угрозы жители Латвии, которые живут рядом в одной стране, могут объединиться. Даукштс не верит, что, например, жители Даугавпилса стали бы на сторону оккупанта. По его мнению, разногласия между людьми в ситуации опасности, угрозы существованию привычного, хотя и не всегда удобного уклада отходят на второй план.
«И латыши, и условно “русские” (не в этническом значении) — мы разделились, но мы живем рядом. (…) Будет важна собственная жизнь и собственное существование».
В то же время политолог считает, что внутренняя солидарность людей не менее важна, чем военная мощь.
«То, что Латвия должна думать о том, что как она сама себя защитит, не только полагаясь на 5-й пункт НАТО, Швецию и Финляндию, которые будут нам очень помогать, в принципе, в этом геостратегическом плане это не столь важно. Важно наше внутреннее солидарное состояние. И вот от этого нужно очень много работать с теми, у кого здесь есть имперский ген», — подытожил Даукштс.