Недавно прозвучавшее предложение министра регионального развития Мариса Спринджукса («Объединенный список») ввести в Латвии налог на бездетность вызвало в обществе полемику.
«Такая реакция корнями уходит в то, что налоговая система не вполне справедлива. И любые разговоры о повышении налогов воспринимаются очень обостренно — как бремя, как наказание»,
— сказал экономист.
Однако, по его мнению, существования такого налога можно добиться, «зайдя с черного хода»: предложив более ощутимые льготы людям с детьми.
«Конечно, такой налог нереален в ближайшие годы. Но с точки зрения поддержки социальных функций нам так или иначе следовало бы это сделать. Именно со стороны льгот. Потому, что так это проще сделать. Но в конце концов результат может быть такой же», — пояснил Гашпуйтис.
Другая гостья Латвийского радио, ассоциированный профессор ЛУ, социоантрополог Айвита Путниня указала: хотя повышением пособий и можно достичь известного демографического эффекта, это все-таки больше затронет людей, которые готовы к родительству и которые в таком случае родят детей раньше, не откладывая.
«Но беда в том, что за этим всегда следует демографическая яма. Потому что те, кто хотел детей — уже позволили их себе. Конечно, экономическая ситуация играет чрезвычайно большую роль, но это роль стабилизатора»,
— считает Путниня.
Социоантрополог напомнила об огромном числе злостных неплательщиков алиментов в стране:
«Даже биологические отцы не всегда считают, что они должны содержать своих детей. Зато мужчины в Латвии довольно охотно содержат своих спутниц жизни, небиологических детей. Если уж они в отношениях — то отношения с ребенком создаются через женщину».
По оценке Айвиты Путнини, в Латвии большая проблема — неумение взрослых людей поддерживать партнерские, брачные отношения:
«И это проблема скорее практических отношений, и лишь затем идет экономический аспект — который тоже, конечно, важен».
Как писал Rus.LSM.lv, недавно проведенное Центром демографии исследование показало, что жители Латвии становятся всё менее «детоцентричными»: деторождение — уже не среди их главных жизненных целей.