В декларации нового правительства, как и в предыдущих, об образовании и науке все написано очень красиво. Однако в этот раз при составлении декларации были приглашены представители отрасли и общественных организаций, признал проректор по науке Даугавпилсского университета Арвид Барщевскис.
«Если эта декларация выполнится, будет идеально. Но
мы знаем, что наука была приоритетом все предыдущие года, но, к сожалению, как-то наука и образование остались на втором плане.
Почему-то правительство не считает, что нужно вкладывать финансы [в эти отрасли]», — отметил проректор.
Он считает, что и у политиков, и у общественности должно формироваться понятие, что высшее образование во всем мире — это дорогое удовольствие. И если туда не вкладывать деньги, не будет развития и экономики.
Похожую позицию озвучил и член совета Видземской высшей школы Гатис Круминьш. Он признал, что хоть и является оптимистом по жизни, за 15 лет работы в сфере образования привык скептически смотреть на обещания правительства. По его словам,
не все понимают, насколько для долгосрочного развития государства важно инвестировать в высшее образование.
«Если бы мы это сделали [инвестировали в образование] 15 лет назад, когда Домбровскис был премьер-министром… Я говорил, мы сейчас занимаем миллиарды, давай возьмем еще миллиард и вложим в науку. Валдис [Домбровскис] спросил, когда это окупится. Я ответил, что через десять лет мы почувствуем [изменения]. И он сказал, что мы не можем так долго ждать. Сейчас прошло уже больше 10 лет. И что, где мы?» — сказал Круминьш.
Оба специалиста констатировали, что в вопросах образования Латвия отстала от стран-соседей.
В Эстонии, например, высшее образование на эстонском языке финансируется государством, а бюджет Тартуского университета «примерно такой же как бюджет всего высшего образования Латвии», сказал Арвид Барщевскис.
Специалисты связывают надежды с тем, что теперь вопросы образования и науки оказались «в одних руках»
— министр финансов Aрвил Ашераденс и министр образования и науки Анда Чакша оба представляют «Новое единство».
«На уровне одной партии гораздо легче решать эти вопросы, как показывает опыт. По опыту Латвии мы очень часто сталкивались с тем, что “этот министр не из нашей партии, значит там можно какие-то проекты урезать”», — признал Барщевскис. Он также отметил, что был период, когда диалог с министерством образования был «достаточно сложным», однако с министром Чакшей «можно говорить».
Ранее Rus.LSM в программе «ТЧК»подробно обсудил пункты декларации нового правительства, посвященные образованию и науке с депутатами 14-го Сейма.