Меньше больных Covid-19 в реанимации — еще не значит меньше работы у медиков

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Хотя больницы пока не переполнены пациентами с коронавирусом, омикрон-штамм сместил акценты в здравоохранении, выявив ряд новых уязвимостей, сообщает LTV в передаче De facto. При предыдущих волнах инфекции главной заботой была способность больниц выдержать нагрузку. Теперь же на первом месте — проблемы с первичными медуслугами и пропускной способностью лабораторий. 

В последнюю неделю января в стационарах лечилось наполовину меньше ковид-больных, чем при предыдущем штамме «дельта» (около 760 против примерно 1600 в ноябре), система здравоохранения не упускает из виду и остальных: они лечатся на дому, если переносят болезнь в более легкой форме, и за ними наблюдают семейные врачи. Но 

число тех, у кого Covid-19 сейчас в активной фазе, уже превышает 67 тысяч человек.  

По наблюдению семейного врача Андриса Бауманиса, именно большой наплыв пораженных штаммом «омикрон» пациентов создает сейчас снова большую нагрузку на медиков. К тому же выявляют не всех инфицированных — лаборатории не справляются с валом тестов.

По словам Бауманиса, ему доводится выписывать по 20 листов временной нетрудоспособности в день пациентам, у которых ковид подтвержден антиген-тестами — а на ПЦР-тест в лабораторию огромные очереди. Пока попадешь туда — тест может уже и не показать наличие вируса. Поэтому реальная заболеваемость в Латвии, полагает Бауманис, в два-три раза выше официальной.  

Для семейных врачей рост нагрузки значит еще более долгие продленные часы работы, чем раньше. Запаздывают их ответы пациентам по электронной почте или SMS. Но повышенная нагрузка на семейных — то, с чем приходится мириться уже долго, тогда как мощности лабораторий иссякли только что, с приходом «омикрона».  Потому и принято решение правительства перейти на широкое применение «быстрых» тестов, чтобы лаборатории немного разгрузить.  

«Если в нормальных условиях у нас на пунктах сдавали в день по 2000-2500 тестов, теперь сдают за 4000, к 5000», — говорит председатель правления Centrālā Laboratorija Стелла Лапиня. Она выразила надежду, что новая неделя станет последней в череде таких же тяжелых, и затем заболеваемость пойдет-таки на спад:

«Давайте дождемся следующей недели, и тогда уже будем поднимать панику, потому что сейчас все равно мы никто ничего придумать не можем».  

По оценке Минздрава, совокупные суточные мощности всех лабораторий — это около 41 тыс. тестов. Но так было бы, если бы не болели их сотрудники. Так что реальная пропускная способности на уходящей неделе составляла около 25 тысяч тестов в день, прозвучало в  передаче.  

В Восточной больнице, чьи лаборатории тестируют на Covid-19 и стационарных, и амбулаторных пациентов, и собственных сотрудников, говорят, что не каждый день могут открыть все пункты сдачи анализов. Здесь даже разработали план на случай чрезвычайной ситуации, оговаривающий все действия при определенном проценте заболевших сотрудников. Заведующая лабораторной службой Наталия Решетник заверила De facto, что

неотложную медпомощь больница сможет оказывать при любом сценарии, «до последнего лаборанта, специалиста, лабораторного врача».  

Но и оборудование может обслужить лишь конечный объем анализов, отмечают в E.Gulbja Laboratorija, предел возможностей уже достигнут. Здесь говорят: нужно что-то делать, чтобы за тестами не шли люди, которым они на самом деле не слишком нужны. Например, некоторые идут на ПЦР-тест, чтобы получить сертификат о перенесенном заболевании. «Быстрые» тесты для этого не годятся, Минздрав наотрез отказывается их признавать как основание для выдачи сертификата. Руководитель проектов E.Gulbja laboratorija Джинета Диманте говорит:

«Нужны решения, что делать людям, чтобы не нужно было сдавать этот тест только ради сертификата о перенесенной болезни. Потому что

от теста ведь ничего не меняется, лечение не меняется, человеку точно так же следует изолироваться, и если антиген-тест позитивный, пусть они не бродят вокруг и не сидят в очередях, не заражают еще других. Поэтому было бы важно, чтобы сертификат о перенесенном коронавирусе выдавался не на основании лабораторного теста».  

Недоступность ПЦР-тестов, по оценке врача Андриса Бауманиса, осложняет и ситуации, когда нужно принять решение о бустерной вакцинации, а человек, ранее вакцинированный, недавно перенес ковид. Может, и стоит отменить требование предъявить негативный ПЦР-тест для получения сертификата, говорит Бауманис — но как тогда быть с попытками торговли поддельными сертификатами, они ведь в такой ситуации будут неизбежны. Глава Минздрава Данижль Павлютс стоит на своем:

в ЕС научно и юридически признанным доказательством для выдачи цифрового ковид-сертификата является ПЦР-тест.

Привлечь еще какого-то поставщика услуги со стороны невозможно: по словам директора департамента здравоохранения Минздрава Саниты Янки, опрошены все лаборатории, и больше возможностей просто нет. Есть некоторые больницы, выразившие желание делать тесты. Но их пропускная способность — это не тысячи анализов в сутки.

Rus.LSM.lv уже сообщал, что, по оценке Общества врачей, омикрон-волна Covid-19 грозит снижением доступности услуг здравоохранения, потому что высокозаразный штамм не щадит и медиков — из строя выбыли уже сотни. Однако врачи переживают эту вспышку после вакцинации, что значительно облегчает течение болезни. Еще одна сложность, с которой Латвия столкнулась из-за омикрон-штамма Covid-19 и его высочайшей заразности — то, что на лабораторный тест возникли очереди, лаборатории не справляются с нагрузкой.

Как писал Rus.LSM.lv, постепенный переход школ вместо ПЦР-скрининга на антиген-тесты ( в том числе чтобы облегчить ситуацию в лабораториях начался в середине ноября 2021 года. Скорость выполнения таких тестов позволяет очень оперативно устранять вспышки инфекции, к тому же они обходятся государству дешевле лабораторных.

Осенью 2021года в лабораториях уже ощущался большой рост нагрузки из-за возобновившегося после каникул регулярного тестирования школьников на Covid-19. Тогда увеличить пропускную способность позволило применение т.н. пакетной, или же групповой обработки материала (batch- или pool testing). Но это — метод для проверки людей, принадлежащих к одному коллективу. Теперь же заболеваемость в обществе приобрела массовый и непредсказуемый характер.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное