Чтобы обсудить с ответственными лицами ход реализации этого проекта, крупнейшего инфраструктурного на уровне Латвии. Литвы и Эстонии, в Ригу прибыла координатор гендиректората Еврокомисиси по мобильности и транспорту Кэтрин Траутманн. Дриксна пояснил, что Траутманн как координатор коридора ответственна за связь национальных правительств, реализующих у себя этапы строительства магистрали, с Евросоюзом, его стандартами и требованиями — особенно учитывая, что ЕС софинансирует 85% проекта. Траутманн положено следить, чтобы проект развивался поэтапно на всех участках, и в результате магистраль была пригодной к использованию от Берлина до самой Финляндии.
«Это и финансирование, и технические стандарты, и если есть какие-то политические вопросы, которые должны решаться между тремя странами Балтии и Еврокомиссией, тогда она — тот чиновник, который помогает эти вопросы решать, чтобы проект и сам коридор функционировал», — обрисовал Дриксна статус гостьи, явившейся на переговоры.
Сейчас, по его словам, между Латвией, Литвой и Эстонией в процессе реализации этого проекта решаются больше вопросы финансового и технического характера, но затем нужно будет определиться, как управлять инфраструктурой, когда магистраль будет достроена, как привлекать поезда (перевозчиков), и так далее.
Самые заметные работы на будущей магистрали сейчас именно в Риге, рассказал председатель правления RB Rail:
«Нам в Балтии очень нравится сравнивать — кто первый, кто опоздал. Но с Rail Baltica важно другое — чтобы везде всё происходило в одинаковых темпах. Иначе может получиться, что какая-то одна страна может сделать всё, сдать, потом поезд приедет на границу — и остановится. Так что у нас другой приоритет: не быть первыми, а быть вовремя и всем!»
Пока строительство так и развивается, сходными темпами. В следующем году начнется строительство магистрали между Латвией и Литвой, пару месяцев назад начат строительство самого длинного моста — через реку Нерюс в Литве.
«И в Эстонии также происходит строительство через разные объекты, через железную дорогу. Так что на данный момент мы смотрим по финансам и по графику, что в следующем году уже во всех трех странах будут масштабные работы».
Комментируя реплику Траутманн, что создание Rail Baltica — не выгода, а обязанность, Дриксна пояснил:
«Конечно, пять лет назад такой проект — это была возможность! Но после 24 февраля он имеет уже не только экономическое значение, но он важен и для безопасности. На данный момент главное, что у нас есть задача не просто построить быструю железную дорогу, чтобы мы могли за два часа из Риги в Таллин доехать — но и построить ее тоже скоро. Поэтому сейчас вопрос стоит, как ускорить строительство, учитывая эту сложную геополитическую ситуацию».
На этой неделе в передаче Латвийского телевидения («Запрещенный прием») прозвучало, что масштабный проект трансбалтийской высокоскоростной ж/д магистрали с годами резко подорожал, а на его реализацию потребуется явно больше времени, чем планировалось изначально. Если прежде предполагалось, что в эксплуатацию линию удастся запустить в 2026 году, то теперь уже говорят о 2030-м, сообщает LTV. И издержки по проекту будут выше ранее называвшихся 5,8 млрд евро. Несмотря на это, финансирование из еврофондов все еще будет доступно для проекта. Свою поддержку проекту Rail Baltica в ходе визита в Латвию засвидетельствовала и Кэтрин Траутманн.
Подробнее — в видеозаписи интервью с Агнисом Дриксной.