«В принципе о том, что там уже восемь лет идет война, говорят все люди. Их сообщение всему Западу — в том числе заключается в том, что не надо говорить о какой-то новой войне с Россией. Война продолжается уже 8 лет. Здесь может быть речь только о том, что возможно какое-то продвижение вглубь страны», — описал Угис Либиетис настроения, царящие в Украине, особенно в тех районах, которые находятся в непосредственной близости к ДНР и ЛНР.
По его словам, эта война (по крайней мере, в нынешней стадии) не похожа на «киношную» войну с множеством активных действий. Скорее она происходит в окопах; с обеих сторон есть позиции, где солдаты находятся уже годами.
«Время от времени происходят какие-то перестрелки. Некоторые солдаты говорили, что если кто-то стреляет из автомата, это уже не воспринимается, как перестрелка, это кажется таким ежедневным фактором присутствия», — говорит журналист.
Он отметил, что некоторые города, населенные пункты, где он побывал, оказывались то в руках сепаратистами из самопровозглашенных республик, то под контролем украинской армии. И все это оставило отпечаток в виде видимой разрухи, элементов деградации. Возможно, отчасти из-за того, что восстановление этих территорий опасно для жизни.
«Нам были даны инструкции ни на шаг не сходить с дороги, потому что после отхода боевиков всё было заминировано. В той части, где мы были, последний раз человек подорвался на мине в декабре прошлого года. Такие инциденты, когда люди взрываются, там время от времени происходят»,
— заметил он.
Также, очевидно, влияет то, что некоторые такие населенные пункты оказались, по сути, отрезаны от своего же центра, когда тот оказался по ту сторону границы ДНР и ЛНР. У. Либиетис привел пример, как один пригород Донецка остался без воды, потому что водопровод прорвало на той стороне, а тамошняя администрация не пускала никого с украинской стороны для его починки.
По наблюдениям журналиста, жизнь там не остановилась — просто потому, что время идет, а жить как-то надо, даже если время от времени кто-то неподалеку стреляет из автомата.
«Мы были на контрольно-переходном пункте в Станице Луганской — это один из пунктов, где люди могут свободно передвигаться из ДНР в Украину. Там, конечно, с обеих сторон есть пограничные посты, но люди пешком могут там проходить. Люди ходят, несут свои сумки с какими-то вещами. Там же и автобусное сообщение. Всё как будто идёт своим чередом. В этих городах, конечно, работают какие-то магазины, школы, люди стараются жить как будто нормально.
И это одна из пугающих вещей — что люди настолько привыкли к этой войне, которая продолжается уже 8 лет»,
— поделился он.
По его словам, на стороне ДНР ему побывать не удалось, но он отметил, что украинское государство сейчас активно приводит в порядок инфраструктуру до линии фронта.
«Как будто для тех людей, которые переходят на сторону Украины — чтобы видели, что здесь всё-таки жизнь может быть лучше, чем на той стороне границы», — заметил гость «Открытого вопроса».
Ранее в интервью Латвийскому радио украинский политолог, рассуждая о настроениях в украинском обществе, заметил, что все, в том числе и русскоязычные, настроены вполне решительно. «То, что они разговаривают на русском, не значит, что они хотят, чтобы Путин или Россия их "защищали"»,— сказал он.