Лиепайский порт — в лучшем положении, чем другие. Если РЖД не закроет транзит

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Из-за войны и постоянно расширяющегося списка санкций в отношении России в отрасли портовых грузоперевозок, как и во многих других, сейчас царит полная неизвестность. Rus.LSM.lv расспросил о ситуации Ариса Озолиньша, одного из самых знающих, опытных и осведомленных портовиков Латвии.

— Ясности сейчас нет никакой и вряд ли будет в ближайшее время. Ситуация меняется каждый день, ведь ежедневно появляются новые санкции. Поэтому мы написали письмо премьер-министру Кришьянису Кариньшу с просьбой создать координационный центр — чтобы там были представители министерства сообщения; МИДа, так как он отвечает за все санкции; Комиссии по рынку финансов и капитала (FKTK, КРФК), они знают, какие банки РФ и Беларуси попали под санкции; Latvijas dzelzceļš.

Такое широкое представительство нужно для того, чтобы портовики не должны были согласовывать какие-то проекты со множеством инстанций, а сразу могли иметь полную информацию о разрешенных или запрещенных грузах. Тем более, повторю, ситуация меняется буквально по часам, а портовикам очень важно оперативно реагировать на все изменения, — говорит Арис Озолиньш.

ПЕРСОНА

Арис Озолиньш — член правления компании Лиепайского порта Terrabalt, председатель правления ассоциации арендаторов Лиепайского порта, член правления Лиепайской СЭЗ, заместитель председателя совета правления ассоциации компаний-стивидоров портов Латвии.

— Сейчас ситуация для латвийских грузоперевозчиков складывается крайне неблагоприятно. Министр сообщения Талис Линкайтс считает, что при худшем сценарии ж/д перевозки из России сократятся на 85%, представители отрасли транзита тоже говорят, что наш транзит в очень тяжелом состоянии…

— Мы не столь пессимистичны. Да, есть санкции, есть запреты, но мы поддерживаем Украину и все санкции. К слову, завтра у нас в Лиепае будет совещание Ассоциации компаний-стивидоров портов Латвии — намереваемся принять меморандум в поддержку Украины. Будут все ассоциированные члены, управляющие портов, президент Latvijas dzelzceļš, представители Минсообщения.

Если говорить о нынешней ситуации — Лиепайский порт в более выигрышном положении. В отличие от Вентспилса и Риги, у нас меньше зависимости от российских и белорусских грузов. Есть у нас грузы, и проекты есть…

Сегодня нас больше волнует, что если Российская железная дорога не будет пропускать транзитные грузы через Россию, это может стать большой проблемой для Лиепаи. Потому что и у нас, компании Terrabalt, есть проекты, связанные с Казахстаном, оттуда получает грузы компания Bulk Terminal, которая занимается перевалкой зерновых. Если это произойдет, Лиепайский порт ждет спад грузопотока до 50% и больше.

Если же транзит через Россию сохранится, то падение грузооборота нашего порта будет не больше 20%. Хотя всё меняется каждый день! Есть разные ограничения. Например, у Latvijas dzelzceļš — если какие-то грузы отправляются в Россию или транзитом, то оговаривается, до какой станции вагоны идут, чтобы обезопасить подвижной состав. У нашей компании, Terrabalt, есть три проекта, связанных с Россией, пока они не под санкциями, но есть риски, что всё может остановиться. Но это — не больше 20% нашего грузопотока.

Если говорить о паромном сообщении, то доля российских грузов, которые могут выпасть — в пределах 15%. Компания Stena Line уже объявила, что у них изменений не планируется, мы вчера встречались. Если же смотреть в комплексе — все уже знают, что топливо и электроэнергия сильно подорожали, значит, в ближайшее время портовикам придется менять цены, потому что себестоимость наших затрат резко растет.

— Из-за войны ведь и связанные с Украиной грузы тоже идут «в минус» от общего грузопотока?

— Да, но у нас не так много украинских грузов. Сейчас Украина закрыта полностью, думаю, в ближайшее время ни туда, ни оттуда грузов не будет. Исключение — гуманитарная помощь. Когда война закончится, всё откроется и наоборот, надо будет поставлять стройматериалы и много других грузов, и помогать. А в целом, говоря о санкциях — по-моему, это будет долгосрочный процесс, надо считаться с тем, что они [не закончатся] ни через месяц, ни через два. А последствия будут еще много лет.

— Обещают ли министерства какие-то компенсации портовикам?

— Мы всех информируем о нашей ситуации. И на заседании правления Лиепайской СЭЗ, в которое входят и представители министерств, я говорил о наших рисках, о возможном невыполнении бюджета, а также тех показателей на 2022 год, которые прогнозировались стивидорами. Вся инфраструктура порта принадлежит государству, мы ее содержим, а это стоит немалых средств. Даже если у нас не будет грузов, она всё равно будет стратегически важной и для гражданских, и для военных целей. Так что в худшем случае, при сильном падении грузопотока, нам понадобится поддержка государства. Но министерства и правительство понимают, что важно всё это сохранить, ведь это значительная часть экономики Латвии.  

— Недавно инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис заявил, что с точки зрения безопасности «железную дорогу нужно сносить, и чем быстрее, тем лучше».

— Мы не воспринимаем всерьез такие высказывания. Они эмоциональны и ничем не обоснованы. Мы решили на такие высказывания не реагировать. Не думаю, что мы сами должны уничтожать логистику Латвии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное