Личное дело

Новые проблемы со старой резиной

Личное дело

Маленькая АЭС для маленькой Латвии

У особенных детей забирают 2,5 часа

«Личное дело»: кто забирает у особенных детей 2,5 часа занятий?

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Два с половиной часа. Кажется, что это есть?! Просто стрелки, бегущие на часах. А для родителей тяжелобольных детей эти 150 минут в день жизненно необходимы. Это время с 15:00 до 17:30, когда уроки в школе закончились, но ребенок остается под присмотром в интернате. А родители могут спокойно закончить работу и добраться до школы. И вот эти 2,5 часа у родителей могут забрать. Пока тревогу забила только Лиепая. Но скоро об этом узнает и вся Латвия. Как родители бьются за время — в «Личном деле» Дианы Спыну.

«Я заведовала сначала одним заведением, сейчас еще одним. У меня 25 человек в подчинении. Я считаюсь руководителем, директором ресторана и суши-доставки, которые одни из самых популярных в Лиепае». С 8-ми утра до пяти часов вечера Татьяна Янковска — директор двух ресторанов. После рабочего дня она спешит в Лиепайскую основную школу Ливупе — центр развития. Там учится ее особенный ребенок. Тимуру 12 лет. У него аутизм и умственная отсталость.

«Тимур не самостоятельный. Он не может мне позвонить по телефону и сказать: мама, я кушать хочу или что случилось, приедь, пожалуйста, домой или я до тебя доеду. Мой ребенок мне не скажет ничего», — поясняет Татьяна.

С трех часов дня, когда завершились уроки, и до пяти тридцати Тимур находится в интернате при школе.

Там с ним занимаются педагоги — индивидуально и в группе. Для Татьяны эта помощь очень важна. Она — мама-одиночка.

Своего сына воспитывает одна: «Я работающая мама, у которой за спиной нет бабушек и дедушек, отвезти его к себе домой и покормить».

В эту же школу ходит и дочка Екатерины Зуевой. «У нас тяжелая степень аутизма. Просто не обслуживает сама себя. Я вынуждена находиться с ней 24 на 7. Но в это же время нам приходится работать», — рассказывает Екатерина.

В мае родителей пригласили на собрание в школу. И сообщили: с сентября — нового учебного года — их лишают интерната. То есть, после уроков, в три часа дня они должны будут забирать детей домой. 

«Нам необходимы вот эти 2,5 часа, которых нас лишают. Сколько у нас детей? Порядка 111 в этой школе, дети здесь с тяжелой инвалидностью. Либо да, либо работодатель нам идет на встречу. Либо, к сожалению, мы можем остаться без работы», — говорит Екатерина.

Кто принял такое решение и почему? Тут и началась головоломка. Найти ответственного оказалось то же самое, что собрать пазл. Пазл, в котором то не хватало деталей, то детали не подходили на свое место. К слову, пазл — символ аутизма.

«Внятного ответа никто не может дать, — продолжает Екатерина. — Как я понимаю, завуч Ливупес школы тоже заинтересована, чтобы наши дети были под присмотром, чтобы педагоги сохранили свои места, они в этом заинтересованы. Но, как на собрание нам объяснили, это решение правительства».

Отправляемся в Министерство образования и науки, которое отвечает за все школы Латвии. Там говорят — никаких новых правил правительство пока не принимало. Все должно оставаться, как было. А, если родителей лишают интерната, то за это отвечает директор.

Вот как прокомментировала ситуацию эксперт департамента образования Министерства образования и науки Санита Ванага:

«Специальные образовательные учреждения тем и отличаются от общеобразовательных школ, что должны обеспечить не только обязательную часть образовательной программы, но и занятия после учебы — индивидуальные или в группе, которые соответствуют государственному стандарту образования. Как заполнить это время — отвечает директор учебного заведения. Но на практике наблюдаем, что происходит по-разному».

Директор Лиепайской школы Ливупе говорить на камеру отказалась, но по телефону ссылалась именно на требования государства и нехватку финансирования. Обращаемся к директорам других специальных школ. Тоже не под запись.

Вот, что они говорят — на продлёнку для старших детей у спецшкол нет денег. Государство оплачивает лишь младшие классы.

Однако школы научились выходить из ситуации. Вместо продленок используют интернат — государство за него платит. Туда ходят и дети, которые остаются на ночь, и дети, которых забирают родители. Министерство в курсе. Говорят, это неправильно. Рано или поздно такая возможность закроется. Но, не прямо сейчас.    

«Есть рекомендация от Госконтроля — разработать нормативное регулирование, четко обозначить, по каким причинам ребенок может находиться в интернате. Но пока регулирование не поменялось, никакие новые нормативные акты не приняты», — сообщила Ванага.

В свое время проверка Госконтроля выявила: есть семьи, которые необоснованно отправляют детей в интернаты, при этом продолжая получать за них пособия.

Чтобы это прекратить, и требуются новые правила. Пока они на стадии разработки. Но с директорами спецшкол уже был разговор, что использовать интернаты как продленки нехорошо. Должны искать другие возможности, как занять детей после уроков. Это касается не только Лиепаи, но и других специальных школ, особенно больших городов — Риги, Даугавпилса, Елгавы. Проблема общая: продленок нет, а работающие родители есть.

Пазл практически сложился. Осталась только одна деталь — что делать маме Татьяне и маме Екатерине? В Лиепайской школе Ливупе директор сказала: неясность остается. Будут садиться вместе с родителями и самоуправлением за общий стол переговоров, искать возможность, как сохранить эти важные два с половиной часа.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное